9 августа 2024 г.
Особенности исполнения решений суда о предоставлении жилья детям-сиротам
Продолжая тему реализации одной из важнейших гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - однократного предоставления жилого помещения из специализированного жилищного фонда области, полагаем необходимым осветить особенности принудительного исполнения судебных решений, обязывающих органы власти области предоставить такое жильё.
По смыслу, да и букве закона (имеется в виду Федеральный закон № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»), - каждый ребёнок, достигший 18 лет, и не обеспеченный жильем, вправе претендовать на его предоставление. Такое понятие, как «очередь» в отношении детей-сирот неприменимо, все лица, включенные в региональный список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, являются внеочередниками. Однако список детей, нуждающихся в предоставлении жилья, исчисляется тысячами, а ресурсы бюджета области ограничены. Квартиры получают в среднем около 1000 человек в год, ещё 400-500 человек - социальные выплаты на приобретение жилья. Ожидание квартиры может длиться годы.
Для того, чтобы ускорить процесс получения социального жилья, положенного по закону, сироты используют возможность судебного принуждения, обращаясь в суд с исковым заявлением к органу местной власти в лице министерства имущественных отношений Иркутской области.
Такие иски являются бесспорными – требования истцов практические всегда удовлетворяют, если нет нарушений по основаниям и срокам реализации права на жильё. Позиция же судов однозначна - отсутствие ненадлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
После вступления решения суда в законную силу истец (сирота) получает исполнительный лист и предъявляет его к принудительному исполнению в региональное Управление федеральной службы судебных приставов, приобретая правовой статус «взыскателя». Судебный пристав-исполнитель, получив исполнительный лист, возбуждает исполнительное производство и реализует предусмотренные Федеральным законом «Об исполнительном производстве» механизмы принудительного исполнения решения суда.
Однако нередки случаи, когда взыскатель (сирота) не готов принять жилое помещение, исполняя все обязанности нанимателя, поскольку попадает под следствие, оказывается под стражей с перспективой продолжительного лишения свободы. В таких случаях он может обратиться к должнику (министерству имущественных отношений) с заявлением о предоставлении ему жилья после отбывания уголовного наказания.
Если судебное решение было передано для принудительного исполнения, взыскателем одновременно должно быть подано судебному приставу исполнителю заявление об окончании исполнительного производства (п. 10 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве). В противном случае пожелание взыскателя о более позднем сроке исполнения обязательства в виде предоставления жилого помещения будет расходиться с обязанностью судебного пристава-исполнителя по совершению исполнительных действий, направленных на исполнение судебного решения. Обращение взыскателя (сироты) напрямую к должнику (министерству имущественных отношений) не может заменить его обращение с заявлением к судебному-приставу исполнителю. Форма такого заявления законом не предусмотрена, достаточно соблюсти общие требования к заявлениям – указать фамилию, имя и отчество, данные паспорта или иного документа, позволяющего идентифицировать заявителя, чётко обозначить волеизъявление (просьбу об окончании исполнительного производства), проставить дату и подпись.
Об окончании исполнительного производства выносится постановление (ч. 3 ст. 47 Закона об исполнительном производстве). В силу ч. 2 ст. 47 Закона об исполнительном производстве в указанном случае подлинник исполнительного документа подлежит возврату взыскателю.
Взыскатель на основании положений статьи 21 Федерального закона «Об исполнительном производстве» продолжает сохранять право на предъявление исполнительного листа к исполнению в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу. Важно помнить, что в трехгодичный срок не включаются периоды, когда исполнительный документ находился на исполнении (со дня предъявления исполнительного документа к исполнению до дня окончания по нему исполнения в связи с подачей взыскателем заявления об окончании исполнительного производства).
Чем же грозит для взыскателя-сироты истечение срока предъявления исполнительного листа? Практически никаких серьезных последствий невозможность предъявления исполнительного листа для взыскателя не влечет.
Во-первых, закон предполагает не только принудительное, но и добровольное исполнение судебного решения. Должник, являясь органом государственной власти, и без применения механизма принудительного исполнения, не допустит неисполнения судебного решения, под угрозой привлечения его руководителя к уголовной ответственности за преступление, предусмотренное ст. 315 УК РФ, квалифицируемое как злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, муниципальным служащим, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению.
Во-вторых, судебное решение предполагает ускоренное, без учета даты включение в Список, обеспечение лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением. Однако неисполнение судебного решения не исключает истца-сироту из Списка (законом предусмотрен исключительный перечень случаев для такого исключения), а, следовательно, он продолжает обладать правом на предоставление жилого помещения с учетом даты его включения в Список.
В рубрике: Новости о деятельности Уполномоченного
