16 августа 2024 г.
Омбудсмен региона Светлана Семенова разъясняет: региональная социальная доплата к страховой и социальной пенсии
Пенсионеры – одна из многочисленных категорий граждан, обращающихся за помощью к Уполномоченному по правам человека в Иркутской области. Вопросы разные: от социальных проблем до проверки расчета пенсии. Однако один из вопросов требует дополнительного разъяснения в целях исключения ошибочного толкования норм права.
Так, житель Нижнеилимского района Иркутской области, относящегося к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, увидев в средствах массовой информации публикацию о величине прожиточного минимума на душу населения, установленной на территории Иркутской области на 2024 год, обратился с вопросом: «Почему мне, как жителю северных территорий, установлен размер пенсии наравне с размером прожиточного минимума, установленного в городе Иркутске?».
В данном случае всё дело в региональной социальной доплате к страховой и социальной пенсии. Данная доплата выплачивается органами социальной защиты населения всем неработающим пенсионерам, у которых общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в Иркутской области.
Ежегодно региональным законодательством на территории Иркутской области устанавливается величина прожиточного минимума в месяц на душу населения, а также по основным социально-демографическим группам (трудоспособное население, пенсионеры, дети). При этом учитываются природно-климатические условия местностей региона (в целом по Иркутской области; по районам Крайнего Севера Иркутской области и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера Иркутской области; по иным местностям Иркутской области).
При рассмотрении обращения пенсионера из Нижнеилимского района было установлено, что ему выплачивается региональная социальная доплата к пенсии, исходя из величины прожиточного минимума пенсионера в месяц, установленной в целом по Иркутской области. При этом заявитель считает, что в данном случае исходить надо из величины прожиточного минимума пенсионера в месяц по районам Крайнего Севера Иркутской области и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера Иркутской области.
Казалось бы, заявитель прав, ведь не случайно именно на этих территориях установлен повышенный размер величины прожиточного минимума в связи с предоставлением государственных гарантий и компенсаций для лиц, проживающих в данных районах и местностях. Вместе с тем, обращаясь к региональному законодательству, не стоит забывать про федеральное законодательство, которое устанавливает правила расчета величины прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации.
Согласно данным правилам, субъекты Российской Федерации, в которых величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения установлена дифференцированно с учетом социально-экономических особенностей и природно-климатических условий местностей, используют величину прожиточного минимумам пенсионера в целях установления социальной доплаты к пенсии, рассчитанную в целом по субъекту Российской Федерации (пункт 11 Правил установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъектах Российской Федерации на очередной год, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2021 № 1022).
Таким образом, права жителя Нижнеилимского района не нарушены, но разъяснения, направленные в ответ на его обращение, оказались своевременными, поскольку, прочитав ответ, пенсионер не стал предпринимать меры по оспариванию размера пенсии.
В рубрике: Новости о деятельности Уполномоченного
