23 апреля 2013 г.

Валерий Лукин настаивает на отклонении законопроектов о монетизации льгот отдельных категорий ветеранов и реабилитированных лиц

 

24 апреля на сессии Законодательного Собрания будут рассматриваться два законопроекта – «О внесении изменений в статьи 1 и 2 Закона Иркутской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов в Иркутской области» и «О внесении изменений в статьи 1 и 2 Закона Иркутской области «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Иркутской области». Как рассказал Уполномоченный по правам человека в Иркутской области, эти документы касаются 180 тысяч граждан Приангарья. Законопроекты по замене льгот ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным гражданам на денежные выплаты, разработаны министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

Меры социальной поддержки, в соответствии с региональным законодательством, предоставляются 170234 ветеранам труда, 2312 труженикам тыла и 6401 репрессированным гражданам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий.

Минсоцразвития, по словам Валерия Лукина, поясняет принятие этих законов тем, что льготами пользуется всего 10% граждан и нужно их монетизировать, чтобы люди сами могли выбирать, куда их потратить. Кроме того, те льготники, которые проживают в сельской местности, пользуются льготами ограниченно, и им было бы удобнее получать денежные выплаты.

Однако юристы аппарата Уполномоченного проанализировали оба законопроекта, и Валерий Лукин предложил депутатам отклонить их. В соответствии с федеральным законом №122 о монетизации льгот, принятом в 2004 году, при принятии подобных законов положение граждан не должно ухудшаться, денежная выплата должна в полном мере компенсировать замену льгот и при замене натуральных льгот на денежные компенсации необходимо вводить правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение достигнутого ранее уровня социальной защиты граждан. Это три основополагающих момента, которые должны быть соблюдены. По мнению Уполномоченного, предлагаемые законопроекты не отвечают этим требованиям. Их авторы поясняют, что дополнительных финансовых средств на реализацию законов не потребуется. «Это значит, что те средства, которые заложены на реализацию натуральных льгот просто будут перераспределены между всеми льготниками. Если посчитать, то размер натуральных льгот в виде протезирования, оплаты половины стоимости лекарств по одному рецепту, одного бесплатного проезда на междугородних маршрутах и одного – на железнодорожном транспорте в год на труженика тыла составит 16408,5 руб., а увеличение денежной выплаты составит всего – 1416 рублей в год. Для ветеранов труда натуральные льготы на сумму 16210 руб., увеличение выплаты – на 1416 руб., для пострадавших от политических репрессий – 778 руб. и 944 руб., для реабилитированных лиц – 15907,8 руб. и выплаты – на 2784 рубля. Авторы законопроекта говорят, что внесли его по просьбе граждан, но сами граждане просили заменить только льготу по оплате 50% стоимости лекарств на денежные выплаты по желанию получателя льгот. Это связано с тем, что часто пользоваться льготой не представляется возможным. Престарелые люди не могут ежемесячно ходить в поликлинику, чтобы подтвердить свое хроническое заболевание, выписать рецепт, а затем через несколько дней все повторить снова, потому что лекарство не подходит и т.д. Однако заменить другие льготы они не просили и просили оставить выбор льготы или выплаты. Этого в концепции закона нет. Адекватной замены льгот денежной компенсацией, по сути, тоже нет. Как нет и механизма индексации денежных выплат. По моему мнению, эти законопроекты ухудшают положение льготников», – подытожил Валерий Лукин.

 

Между тем, комитет по здравоохранению рекомендовал принять эти законопроекты в первом чтении на сессии 24 апреля. Уполномоченный по правам человека будет настаивать на их отклонении.

Напомним, как сообщалось ранее, в изменениях к закону «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов в Иркутской области» предлагается размер ежемесячной денежной выплаты труженикам тыла и ветеранам труда увеличить с 383 руб. до 501 руб. или на 118 руб. в месяц. При этом предлагается признать утратившими силу нормы, устанавливающие отдельные меры социальной поддержки в натуральной форме. Из перечня мер социальной поддержки для ветеранов труда предлагается исключить бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов, бесплатный проезд на автомобильном транспорте общего пользования междугородных маршрутов, оплату в размере 50 % стоимости проезда на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения. Из перечня мер социальной поддержки для тружеников тыла, кроме названных выше мер, предлагается исключить и оплату в размере 50 % стоимости лекарств, приобретаемых по рецептам врачей. Аналогичная ситуация по проекту закона об изменениях к закону «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Иркутской области». Предлагается для реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий увеличить ежемесячную денежную выплату соответственно на 232 и 87 рублей в месяц. Но при этом для лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, исключают из перечня мер, предоставляемых в натуральной форме, такие из них: снижение стоимости лекарств по рецепту врача на 50 %, бесплатный проезд автомобильным и водным транспортом общего пользования междугородных маршрутов, бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения. Из перечня мер социальной поддержки для реабилитированных лиц, кроме названных выше мер, предлагается исключить и бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов.

Валерий Лукин отметил: «Несмотря на предлагаемое незначительное увеличение размера ежемесячной денежной выплаты, в целом проекты законов направлены на уменьшение мер социальной поддержки большинству тружеников тыла, ветеранов труда, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий – считает Уполномоченный, – а, следовательно, на ухудшение их и без того невысокого уровня жизни». Валерий Луки ссылается на Устав Иркутской области, в соответствии с которым в регионе не должны издаваться правовые акты, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. «Небольшое увеличение размера ежемесячных денежных выплат для этих категорий граждан, не компенсирует в полном объеме мер социальной поддержки, предоставляемых им ранее в натуральной форме. Поэтому я не могу поддержать такие изменения и предлагаю оба законопроекта отклонить», - подчеркнул Валерий Лукин в своем заключении на данные законопроекты.

 

Аппарат Уполномоченного по правам человека в Иркутской области

В рубрике: Новости    


Оцените:

ВНИМАНИЕ!

Уполномоченным
по правам человека
в Иркутской области 
открыта ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
по вопросам
ЧАСТИЧНОЙ МОБИЛИЗАЦИИ

В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 

8-991-370-61-06

Наиболее часто встречающиеся
вопросы по этой теме в разделе
Уважаемые жители Иркутской области!
Адрес электронной почты
не предназначен 
для приема обращений граждан.
Для направления обращения
необходимо воспользоваться
 
Адрес местонахождения: 
г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 
дом 40, офис 807
 (Деловой центр "Собрание")
Почтовый адрес: 
664011, г. Иркутск, а/я 16.

Email: ombudsman38@mail.ru

Прием граждан сотрудниками аппарата Уполномоченного по правам человека в Иркутской области осуществляется с понедельника по четверг с 14 часов до 17 часов.

Личный прием 
Уполномоченным по правам человека в Иркутской области осуществляется по предварительной записи по телефону 43-14-06