Сегодня, 13 ноября, на сессии Законодательного Собрания Иркутской области были рассмотрены поправки, предложенные Уполномоченным по правам человека в Иркутской области Валерием Лукиным в проект Закона Иркутской области «О внесении изменений в статью 2 Закона Иркутской области «О порядке установления величины прожиточного минимума в Иркутской области». Данный законопроект был рассмотрен на сессии во втором чтении.
Внесенной Уполномоченным таблицей поправок предусмотрен, в частности, возврат к прежней схеме территориального зонирования при расчете величины прожиточного минимума с выделением района Крайнего Севера.
«Катангский район, отнесенный к территории Крайнего Севера – особый, и эту зону нужно выделять отдельно. В Красноярском крае, к примеру, это сделано в отношении граничащего с Катангским районом Эвенкийского автономного округа, где по итогам второго квартала прожиточный минимум на душу населения составляет 13 493 руб., у нас – 6 970 руб., в два раза меньше. Мы фактически обделяем наших граждан, живущих в условиях Крайнего Севера. Обделяем, в том числе, малую, вымирающую народность эвенков», - подчеркнул Валерий Лукин.
Следует отметить, что данная поправка Уполномоченного была поддержана депутатами думы Катангского района.
Также Валерий Лукин предложил новую редакцию ч. 3 ст. 2, которой, в частности, предусматривается, что потребительская корзина должна определяться с участием трехсторонней комиссии Иркутской области по социально-трудовым отношениям по утвержденной региональным правительством методике, основанной на методических рекомендациях, утвержденных федеральным центром.
Кроме того, предложенные поправки предусматривают сокращение предельного срока ежеквартального установления величины прожиточного минимума. Сейчас она устанавливается до 30 числа месяца, следующего за истекшим кварталом. По мнению Валерия Лукина, показатель должен утверждаться не позднее 20 числа, поскольку задержка в сроках негативно отражается на малообеспеченных группах граждан, получающих меры социальной поддержки.
Уполномоченный привел примеры других российских субъектов, где действуют собственные методики расчета потребительской корзины, основанные на методических рекомендациях, утверждаемых Правительством РФ, и величина прожиточного минимума утверждается в более сжатые сроки. По мнению Валерия Лукина, правовая основа для внесения таких изменений в законодательство Иркутской области имеется.
Действие закона Валерий Лукин предложил распространить на период с 1 апреля текущего года, поскольку данный документ не был принят своевременно в соответствие с федеральным законом №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», т.е. в течение трех месяцев со дня вступления в силу соответствующего федерального закона.
Поправки Уполномоченного предварительно были рассмотрены на заседании комитета по социально-культурному законодательству ЗС, который рекомендовал депутатам отклонить их.
В своем выступлении на сессии Законодательного Собрания Валерий Лукин отметил, что поправки появились на основе обращений, поступающих в адрес Уполномоченного, и основаны, в том числе, на успешном опыте других регионов.
Поправки Уполномоченного были отклонены большинством депутатов ЗС, наряду с аналогичными поправками, предложенными областным объединением профсоюзов. Однако, как отметил первый заместитель Председателя Правительства Иркутской области Владимир Пашков, работа в этом направлении будет продолжена в рамках подготовки отдельного законопроекта.
С таблицей поправок, предложенных Уполномоченным по правам человека в Иркутской области в проект Закона Иркутской области «О внесении изменений в статью 2 Закона Иркутской области «О порядке установления величины прожиточного минимума в Иркутской области», и их обоснованием можно ознакомиться
здесь.
Аппарат Уполномоченного по правам человека в Иркутской области