Уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин принял участие в обсуждении проекта областного закона «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области» на сессии Законодательного собрания 27 ноября.
В своем выступлении Уполномоченный отметил, что процедура подготовки и рассмотрения законопроекта была недопустимо затянута, в результате чего депутаты ЗС оказались поставлены в безвыходную ситуацию: закон необходимо принимать, но рассматривать проект приходится в спешке, что отражается на его качестве. А оно, по мнению Валерия Лукина, оставляет желать лучшего.
«Недостаточная проработанность законопроекта подтверждается заключениями областной прокуратуры и правового управления ЗС: я не помню за время своей работы таких объемных заключений», - отметил Уполномоченный.
В числе ключевых недостатков проекта Валерий Лукин назвал отсутствие нормы об ответственности за нарушение этого закона и достаточных механизмов контроля (в том числе общественного) деятельности регионального оператора. Также не регламентирован порядок проведения капитального ремонта в чрезвычайных ситуациях. Кроме того, в перечень расходов по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов согласно законопроекту включены расходы на благоустройство придомовой территории, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев лифтов и другие, не имеющие прямого отношения к капремонту статьи затрат. Также Валерий Лукин отметил наличие в законопроекте коррупциогенных факторов, в частности, документ не устанавливает конкретный размер доли средств, которые региональный оператор вправе ежегодно расходовать на финансирование программы капремонта.
Валерий Лукин обратил внимание депутатов на то, что в законопроекте не отражено соблюдение принципа доступности минимального размера взноса для собственников с учетом совокупных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Более того, по мнению Уполномоченного, вопрос финансовых затрат по данному закону требует дополнительного уточнения, поскольку до сих пор не просчитаны затраты на субсидии и компенсации малообеспеченным и льготным категориям граждан.
Беспокойство Уполномоченного вызвала также невозможность проведения широкого общественного обсуждения законопроекта, имеющего высокую социальную значимость.
«Отсутствие информированности граждан приведет к монополии государства на принятие решений по капремонту. Ведь на принятие решения об открытии собственных счетов или передаче всех полномочий региональному оператору ТСЖ отводится всего 2 месяца», - отметил Валерий Лукин.
В своем выступлении Уполномоченный подчеркнул, что дать однозначную оценку законопроекту крайне сложно еще и потому, что до сих пор отсутствует полный пакет сопутствующих нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения по проведению капительного ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории области, которые должны быть представлены депутатам перед принятием закона в окончательном чтении.
«Закон необходимо дорабатывать. Готов с сотрудниками аппарата принять участие в этой работе, чтобы общими усилиями мы могли привести законопроект в приемлемый вид, хотя сделать это будет сложно», - подчеркнул Валерий Лукин.
Позицию Уполномоченного поддержал министр жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Евгений Селедцов, отметивший, что общественное обсуждение законопроекта действительно является первоочередной задачей. Поблагодарив Уполномоченного за глубокую проработку законопроекта, министр подчеркнул готовность к совместной работе по усовершенствованию документа.
Аппарат Уполномоченного по правам человека в Иркутской области