Уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин принял участие в обсуждении проекта регионального закона «О потребительской корзине в Иркутской области» на сессии Законодательного собрания 27 ноября.
Оценивая законопроект, Валерий Лукин отметил существенное нововведение: на территории Иркутской области наконец выделено 2 климатические зоны – I-я (территории Крайнего Севера и приравненные к ним) и IV-я (прочие территории для определения потребительской корзины). Прежде вся область относилась к IV зоне, и необходимость выделения территорий Крайнего Севера и приравненных к ним местностей обсуждалась депутатами Законодательного собрания еще в 2000 году, Уполномоченный также неоднократно поднимал этот вопрос. Как отметил Валерий Лукин, потребовалось 13 лет, чтобы донести актуальность проблемы до федерального законодателя, но важно, что это все-таки произошло. Однако, по мнению Уполномоченного, есть необходимость уточнения набора продуктов питания, включенного в региональную потребительскую корзину. Сейчас он полностью соответствует рекомендациям федерального центра, которым также предложено при формировании продуктового набора учитывать национальные традиции и особенности питания населения. Тем не менее, особенности питания таких народностей, населяющих Иркутскую область, как тофы, эвенки и буряты, в региональном законопроекте не учтены.
Также Валерий Лукин предложил скорректировать предусматриваемое региональным законом соотношение стоимости непродовольственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания. Согласно методическим рекомендациям, для Иркутской области оно может составлять от 50% до 60%. В рассматриваемом законопроекте предлагается минимальное соотношение 50%, поскольку именно такова, по данным регионального Министерства труда и занятости, за последние 4 года структура фактических расходов домохозяйств с доходами ниже прожиточного минимума.
«Нам нужно смотреть не назад, а вперед, - отметил Валерий Лукин. – Мы знаем, что со следующего года на плечи граждан ложатся дополнительные расходы, в том числе по оплате коммунальных услуг, по взносам на капремонт многоквартирных домов. Считаю, что во втором чтении мы должны внимательно проработать этот вопрос. Консультации, которые я провел, показывают, что у нас есть правовые возможности увеличить в структуре потребительской корзины размер непродовольственных товаров и услуг в рамках рекомендованного диапазона до 60%. Особенно это актуально для северных территорий, где размер прожиточного минимума фактически занижен, поскольку, как мы выяснили, Росстат не наблюдает стоимость продуктов питания на севере области, к примеру в таких населенных пунктах как Ербогачен, Бодайбо, Усть-Кут, Мама и другие».
Позицию Валерия Лукина поддержала председатель Законодательного Собрания Людмила Берлина, которая предложила при доработке законопроекта во втором чтении обсудить предложения Уполномоченного.
Аппарат Уполномоченного по правам человека в Иркутской области