20 сентября 2016 г.

Валерий Лукин против изменения порядка предоставления мер поддержки педагогическим работникам

Уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин принял участие в совещании, организованном комитетом по социально-культурному законодательству Законодательного Собрания Иркутской области 15 сентября 2016 года под председательством Ирины Синцовой.

На совещании был рассмотрен проект закона Иркутской области «О внесении изменений в статьи 4 и 5 Закона Иркутской области «О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения для отдельных категорий педагогических работников в Иркутской области», разработанный Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и внесенный в Законодательное Собрание области Губернатором Иркутской области Сергеем Левченко.

Проектом закона предлагается изменить порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам мер социальной поддержки. В документе устанавливается твердая сумма, которую педагоги будут получать в качестве меры поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, независимо от занимаемой ими жилой площади. Для педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности в южных районах Иркутской области сумма поддержки будет составлять 1 700 рублей. Для педагогов, проживающих и работающих в сельской местности в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, будет выплачиваться 2 500 рублей.

Представители Министерства сообщили, что эта вынужденная мера, поскольку в отдельных муниципальных образованиях отсутствуют организации, оказывающие услуги по заготовке и продажи дров.

«К сожалению, органы местного самоуправления совместно с Правительством в лесном регионе до сих пор не приняли необходимых организационных мер по представлению возможности льготным категориям граждан, проживающих в сельской местности, беспрепятственно на льготных условиях приобретать дрова, необходимые для отопления их жилых помещений», – считает Валерий Лукин.

В законопроекте не указана периодичность предлагаемых выплат. Представители Министерства на совещании заверили, что речь идет о ежемесячных выплатах.

Порядок предоставления мер поддержки по действующему Закону заключается в следующем: возмещение расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам мер социальной поддержки в части платы за жилое помещение, осуществляется, исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях – исходя из площади этих комнат) жилого помещения, по ценам и тарифам, установленным (определенным) в соответствии с законодательством. А возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, в части платы за отдельные виды коммунальных услуг, осуществляется исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по ценам и тарифам, установленным в соответствии с законодательством.

Предлагаемый проектом закона порядок возмещения расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам, по сравнению с действующим, не учитывает критерии, которые установлены Законом в настоящее время: занимаемую общую площадь жилого помещения, цены и тарифы, объем потребляемых коммунальных услуг, определяемых по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Тем самым, проект закона не обеспечивает адресность указанной социальной помощи и ухудшает положение, прежде всего, многодетных семей учителей, у которых жилая площадь больше, чем в среднем по региону.

Проектом закона, в нарушение федерального законодательства, не предлагается и механизм индексации предложенных сумм в связи с ростом цен, что приведет к снижению уровня социальной поддержки граждан.

Несмотря на отмеченные негативные последствия принятия проекта закона, которые очевидны, представители Министерства настаивали на целесообразности принятия предложенного проекта закона, утверждая, что предложенный порядок облегчит процедуру получения мер поддержки для педагогов, освободив их от представления документов, подтверждающих объем потребленных коммунальных услуг.

Однако, выдвинутый представителями Министерства аргумент, по мнению Уполномоченного по правам человека в Иркутской области Валерия Лукина, не может устранить отрицательные последствия от принятия проекта закона. Если представители ведомства хотели упростить порядок получения мер поддержки для педагогов, то следовало данный вариант предлагать как дополнительный к действующему, а педагогам предоставить право выбора механизма получения мер поддержки по уже установленному или предлагаемому варианту.

Учитывая изложенные обстоятельства, Валерий Лукин выступил против принятия проекта закона в предложенной концепции и редакции. Аналогичная критика проекта закона содержится в заключении прокуратуры Иркутской области. В заключении Контрольно-счетной палаты региона отмечается сокращение объема денежных средств, которое рассчитано в соответствии с предлагаемым порядком.

При этом Уполномоченный отметил, что в соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации и статьей 1 Устава Иркутской области на территории Иркутской области не могут приниматься правовые акты, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Представленный Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области законопроект, по мнению Уполномоченного, не отвечает указанным требованиям.

Окончательное решение о судьбе законопроекта будет решено на заседании комитета и сессии Законодательного Собрания Иркутской области.

В рубрике: Новости    

ПнВтСрЧтПт СбВс 30 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 1 2 3