20 января 2009 г.

Глава Рособрнадзора Любовь Глебова о новом "лице" Единого госэкзамена

ЕГЭ взяли в штат

Глава Рособрнадзора Любовь Глебова о новом "лице" Единого госэкзамена

С 2009 года Единый государственный экзамен стал официальной формой государственной итоговой аттестации. Как будут сдавать ЕГЭ?

Чем ЕГЭ-эксперимент отличается от штатного "единого"? Почему в регионах до сих пор не знают, сколько предметов сдавать по выбору? Обо всех тонкостях и особенностях нового ЕГЭ корреспондент "РГ" беседует с руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Любовью Глебовой.

Российская газета: Любовь Николаевна, с 26 мая по 19 июня Россия будет сдавать Единый госэкзамен. Расскажите популярно, как все пройдет?

Любовь Глебова: ЕГЭ проводится по 11 предметам. Два из них обязательные. Это русский язык и математика. Остальные - химия, физика, литература, информатика, география, история, обществоведение, биология, иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский) - по выбору ученика. Важно: теперь никто не обязывает выбирать определенное количество необязательных предметов. Хотите - можно и вовсе их проигнорировать. Если удачно сданы русский и математика, аттестат уже обеспечен. Правда, в вуз в этом случае можно будет поступить только будучи победителем Всероссийской или школьной олимпиады из утвержденного минобрнауки списка, а дорога в учреждения начального и среднего образования открыта.

РГ: Основные даты и сроки ЕГЭ-2009?

Глебова: С 1 января закон о Едином государственном экзамене вступил в силу. До 1 февраля вузы обязаны объявить правила приема и перечни вступительных испытаний по каждому направлению подготовки. Все уважаемые учебные заведения, по идее, уже должны вывесить эти списки на своих сайтах. После этого у абитуриентов есть еще месяц, чтобы понять, какой экзамен в какой вуз необходимо сдавать, и подать в школу заявления на участие в ЕГЭ с указанием выбранных экзаменов. Срок - до 1 марта.

С 20 по 29 апреля могут сдать ЕГЭ те, кто имеет право на досрочные экзамены: участники всероссийских или международных соревнований, конкурсов, смотров, олимпиад и некоторые другие категории выпускников. Им также необходимо до 1 марта подать соответствующие заявления.

С 26 мая по 19 июня проводится ЕГЭ для основной массы выпускников школ и абитуриентов. С 20 июня школы начинают выдавать аттестаты и свидетельства о сдаче ЕГЭ. Эта процедура продлится до 30 июня. Одновременно с выдачей аттестатов и свидетельств начинается прием документов в вузах. Приемная кампания - с 20 июня по 25 июля. Последний срок отправки документов по почте - 10 июля.

РГ: Для тех, кто служил в армии и для иностранцев правила те же?

Глебова: Нет. Те, у кого нет результатов ЕГЭ, подают документы до 5 июля. С 7 по 17 июля проводится "единый" для иностранных граждан, выпускников учреждений начального и среднего профобразования, а также лиц, отслуживших в армии.

РГ: Сейчас идет дискуссия о проекте закона о равных возможностях в образовании. Единый госэкзамен как раз призван их обеспечить?

Глебова: Дискуссия очень непростая. Проведение ЕГЭ ограничивается тем, что у нас 153 категории граждан имеют различные льготы при поступлении. Предложение Рособрнадзора - проанализировать, насколько актуально получение социальной льготы при поступлении в вуз. Нам кажется, что льготы мы должны давать тем, кто уже поступил в вуз, но находится в трудном социальном положении. Потому что при таком количестве льготников, имеющих право поступления вне конкурса, равных возможностей приема мы обеспечить не можем.

Мы ни в коем случае не говорим о том, что льготников вообще не должно быть. Просто их количество нужно пересмотреть. Некоторые льготы давались 20-30 лет назад, а по международной практике они действуют не более одного года. Надо отдавать при поступлении приоритет все-таки качеству знаний абитуриента. Ситуация, когда льготник, набравший, допустим, минимально нужное количество баллов, проходит в "студенты" вне конкурса, - с точки зрения приоритетности качества образования не самая справедливая.

Конечно, мы не против того, чтобы поддерживать тех студентов, у которых слабое здоровье, сложная ситуация в семье и т.д. Поэтому предлагаем перенести льготы с этапа приема на этап обучения. Форм социальной поддержки достаточно много, чтобы поддержать тех, кто успешно прошел отбор и доказал свое право учиться в вузе. Одновременно отмечу, что дети с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность сдавать вступительные экзамены как в виде ЕГЭ, так и в традиционной форме - это закреплено в законе, и менять эту норму никто не собирается.

РГ: Есть предложение разрешить тем, кто окончил школу до введения ЕГЭ в штатный режим, поступать в вуз по традиционной схеме либо только по результатам тех экзаменов, которые он сдавал в школе. Как вам такой вариант?

Глебова: Действительно, есть такая инициатива. Допустим, москвич сдавал в 2008 году по ЕГЭ только математику и русский, а остальные выбранные предметы - в традиционной форме. Но он их сдавал так не потому, что не хотел, а потому что в Москве в 2008 году были выбраны в виде ЕГЭ только эти два экзамена и шел эксперимент. Поэтому мы считаем, что принятие такой поправки ставит снова детей в неравное положение. Но мы согласны с тем, что если человек сдавал выпускные экзамены в школе до введения эксперимента по ЕГЭ, то есть до 2001 года, а в вуз тогда не поступил, то на эту категорию, возможно, и не следует распространять требования сдачи "единого". Мы предложили к рассмотрению в Думе именно такой вариант поправки.

РГ: Удивительно получается: 8 лет шел эксперимент, и вот наконец ЕГЭ "взяли в штат", а изменениям не видно конца. Можно ли делать прогнозы, как пройдет ЕГЭ в этом году?

Глебова: Как только заканчиваются изменения в образовании, считайте, что в обществе - застой. ЕГЭ в штатном режиме - совершенно новый для нас этап. Все эти восемь лет он был экспериментом, шла, так сказать, репрезентативная выборка. Поэтому какими будут результаты ЕГЭ-2009, мы не знаем и знать не можем.

Ведь, например, в Москве до сих пор никто не сдавал иностранный язык. А нас спрашивают: какие прогнозы у вас на сдачу иняза? Да никаких! Потому что даже в 2008 году его сдавали всего 27 регионов, и только те дети, которые хотели его сдавать. А теперь его будут сдавать 83 региона и те школьники, кто, возможно, и не хочет особо, но иностранный язык нужен им для поступления в вуз. Как здесь прогнозировать результат?

Повторяю: нельзя сравнивать результаты "экспериментальных лет" и то, что будет в 2009 году. Ведь если вы ходите в спортзал регулярно, в обязательном порядке каждое утро, то будете чувствовать себя совсем по-другому, чем когда заскакиваете позаниматься пару раз в месяц. И результат будет гораздо лучше в первом случае, несомненно.

РГ: Вообще вы много жалоб и предложений по ЕГЭ получили?

Глебова: Очень. И если раньше о "едином" говорили только в одном контексте: хорошо это или плохо, то сегодня тема о том, что ЕГЭ - плохо, практически ушла. Оппоненты, естественно, есть. И это нормально и даже полезно: они лучше видят болевые точки. Но говорят оппоненты уже не о том, что Единого госэкзамена не должно быть, а о поправках к нему, к его форме.

ЕГЭ - огромное окно возможностей, которое сегодня стремительно раскрывается. Ведь вспомните дискуссию по поводу контрольно-измерительных материалов по математике. Она привела к широчайшему обсуждению в профсообществе содержания математического образования в целом. Единый экзамен - инструмент, который позволяет определить, насколько усвоено содержание. Не надо винить ЕГЭ в том, что, допустим, раздел геометрии школьники знают хуже, чем алгебру. Надо анализировать - все ли у нас хорошо с содержанием образования, с преподаванием. И анализ идет: уже меняются программы подготовки учителей, нормы их аттестации.

Источник: "Российская газета" - Федеральный выпуск №4826 от 14 января 2009 г.

В рубрике: Новости    


Оцените:
ПнВтСрЧтПт СбВс 27 28 29 30 31 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30