3 июля 2009 г.

Кому и куда жаловаться на милиционеров-"оборотней"?

Если стражи не в порядке

Кому и куда жаловаться на милиционеров-"оборотней"?

Случаи, когда милиционер из защитника превращается в обидчика, всегда вызывают особо болезненную реакцию - и у граждан, и у правоохранительных органов.

Первые возмущаются, что напрасно платят налоги. Вторые пытаются вернуть доверие общества, демонстрируя готовность очистить ряды от негодяев. Более того, руководители ведомств, отвечающих за правопорядок, призывают людей, ставших жертвами милицейского произвола, немедленно сообщать об этом, "куда следует".

А таких мест немало.

Разрешите доложить

В милиции есть целая цепочка инстанций, которые последовательно контролируют своих сотрудников. Чаще всего те, кто обращается в милицию за помощью, набирают "02" - других телефонов большинство просто не знает. Именно этот номер находится под постоянным контролем, в том числе и прокуратуры. Все разговоры записываются, проверяются принятые меры. Это - самый первый сдерживающий фактор, не позволяющий недобросовестным милиционерам отмахнуться от чьей-либо просьбы, не принять заявление. По этому же номеру можно пожаловаться на сотрудника или узнать телефон милицейского подразделения, где принимают такие жалобы.

Если вы знаете, где служит обидевший вас милиционер, можно обратиться к его начальству - письменно или устно.

Один из действенных и проверенных многими способов добиться справедливости - обратиться в приемную МВД. Можно прислать письмо с жалобой или подать заявку на личный прием к кому-нибудь из высшего руководства министерства. Статс-секретарь-заместитель министра внутренних дел генерал-полковник милиции Николай Овчинников рассказал корреспонденту "РГ", что в прошлом году в приемную поступило 24 тысячи жалоб на милицию. По ним наказали 8 тысяч сотрудников.

Особый случай - обращение в подразделения собственной безопасности. По сути это - милицейская контрразведка. Здесь с большим интересом и вниманием рассматривают случаи коррупции и предательства. Если милицейский чин вымогает у вас деньги или выступает заодно с преступниками - вам сюда.

Но следует иметь в виду, что сотрудники ДСБ еще и защищают своих коллег. Бывает, преступники пытаются опорочить честных оперативников или сыщиков. Потому все заявления проверяются весьма тщательно. Если жалоба обоснована - милиционера ждут крупные неприятности. Но если обнаружат клевету, накажут жалобщика - соответствующая статья предусмотрена Уголовным кодексом.

Руками не трогать

Важно знать, как правильно вести себя человеку, попавшему под милицейский "пресс". Вот типичная ситуация: у вас не оказалось при себе паспорта и патрульный намерен отвезти вас в отделение. Ехать туда вы не обязаны. Установить вашу личность сотрудник милиции может за несколько минут, позвонив в свою информационную службу и сообщив ваши данные. Ему скажут, существует такой человек или нет. Но даже если вас задержали, через три часа обязаны отпустить.

При личном досмотре или обыске должны обязательно присутствовать двое понятых. Все манипуляции с изъятием содержимого ваших карманов или сумок пусть проводят сами милиционеры. Ни к чему не прикасайтесь руками - если вам что-то подбросят, например, патроны или наркотики, на них не будет ваших отпечатков пальцев. Кроме того, все вещи должны быть занесены в протокол.

Не проявляйте агрессию, не ругайтесь и не угрожайте сотрудникам милиции - мол, я вас всех посажу. Вообще, воздержитесь от лишних разговоров до прибытия адвоката.

Если милиционеры вас избили, надо немедленно зафиксировать телесные повреждения в ближайшем травмпункте. Вызвать "скорую помощь", если вы уверены, что в отделении милиции бьют кого-то из ваших знакомых. Кстати, все вызовы "скорой" тоже фиксируются.

Сам себе контролер

Бывает, милиционеры не торопятся реагировать на обращение гражданина, мотивируя это слишком большой загруженностью. Например, вы пришли в дежурную часть и рассказали, что вас ограбили. Срок проверки по заявлению, предусмотренный законом, - трое суток.

Если установленное время прошло, а ответа нет, заявитель должен обратиться в это же отделение с просьбой уведомить его о результатах проверки. Отсутствие ответа может стать поводом к жалобам вышестоящему начальству или заявлению в прокуратуру. Чтобы бумаги "случайно" не затерялись, надо не забывать брать в милиции талон-уведомление о приеме заявления - с датой и названием милицейского подразделения.

Источник: "Российская газета" - Неделя №4939 (115) от 25 июня 2009 г.

В рубрике: Новости    

ПнВтСрЧтПт СбВс 30 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 1 2 3