27 апреля 2022 г.
Форум "Школьное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья: формы обучения, перспективы и трудности"



Каждый из нас имеет право на образование. Однако, как реализуется это право на практике? Право накладывает на отдельных участников образовательного процесса обязанности. Они есть у родителей, у учителей, школы. А корреспондируют ли эти обязанности соответствующие права для данной категории людей? И как соотнести право на образование одних и обязанности других?
На самом деле право на образование – это круг взаимосвязанных прав и обязанностей всех участников этого процесса. От включенности и ответственности каждого из них зависит качество и результат реализации данного права. Это образовательный процесс приобретает особое значение и содержание, когда мы говорим об образовании детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Дать качественное общее образование этой категории населения – значит сформировать платформу знаний, навыков и умений, которые позволят им полноценно жить и развиваться в современном обществе, стать его частью.
Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам выделяет четыре основные характеристики этого права: наличие, доступность, приемлемость, адаптируемость. Насколько эти характеристики реализуются на практике относительно отельной категории детей – детей с ограниченными возможностями здоровья?
Школьное образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов часто носит индивидуальный подход, и существующая система образования не имеет стандартных путей их решения. Поэтому важно своевременно выстраивать диалог между всеми участниками конкретного образовательного процесса.
Именно для обсуждения таких вопросов было принято решение о проведении специального мероприятия. Его проведение было предусмотрено в рамках Проекта «Программа образовательных занятий о детях с ограниченными возможностями здоровья «Такие как все! Шагает по Иркутску», победившем в конкурсе «Практики личной филантропии и альтруизма» Благотворительного Фонда Владимира Потанина. Руководителем Проекта является доцент Иркутского государственного университета Лисаускайте Валентина Владо.
Изначально, форма такого мероприятия предполагалась в виде консультационных встреч родителей и экспертов. Начав реализовывать в целом свой Проект, Лисаускайте В.В. обратилась к Уполномоченному по правам человека в Иркутской области, Семеновой С.Н., и получила поддержку организовать и провести совместно, но уже полноценную диалоговую общественную площадку – Форум "Школьное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья: формы обучения, перспективы и трудности".
22 апреля 2022 г. на базе Государственного бюджетного учреждения культуры Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки им. И.И. Молчанова-Сибирского состоялось наше мероприятие!
Именно учителя и родители таких особенных детей были выбраны в качестве основных участников Форума. Учителя – поскольку именно на их плечи ложится огромный труд и ответственность по обучению детей. Реализация своих профессиональных обязанностей педагогами проецирует их право на получение необходимой информации, помощи и содействия в осуществлении инклюзивного образования. Родители детей с ограниченными возможностями здоровья – поскольку дать общее школьное образование своему ребенку – это обязанность каждого родителя. И каждый родитель в праве искать возможности оказания образовательных услуг качественно.
Проведенный Форум позволил нам, совместно с руководителем Проекта (Лисаускайте В.В.) собрать неравнодушных учителей, логопедов, психологов, дефектологов и родителей, привлечь ведущих экспертов в области инклюзивного образования и обсудить вопросы и способы их решения, поделиться опытом. И та, и другая группа участников мероприятия нуждается в поддержке с одной стороны, и в собственной инициативности, с другой.
Мероприятие проходило посредством проведения двух дискуссионных встреч:
- Учителя и эксперты;
- Родители и эксперты.
В качестве экспертов выступили: Уполномоченный по правам человека в Иркутской области Семенова Светлана Николаевна; заведующая кафедрой инклюзивного образования Института развития образования Иркутской области, к.п.н., Кучергина Ольга Викторовна; региональный эксперт по развитию НКО и социальных проектов Рыженкова Марина Владимировна; директора Государственного автономного учреждения Иркутской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Михайлова Валентина Николаевна.
Мероприятие, фактически, открыло конструктивный диалог между всеми его участниками, и очень важно его продолжать. К сожалению, пока инклюзивное образование в нашем регионе находится на стадии практического формирования, и привлечение внимания к его проблемам посредством проведения такого Форума систематически, мы надеемся, позволит постепенно добиться желаемого результата!


В рубрике: Новости
