21 июня 2011 г.

Эксперты газеты изучают новые правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилья

Дешевле не станет, но будет прозрачнее

Эксперты газеты изучают новые правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилья

Постановление Правительства РФ № 354, 6 мая 2011 года подписанное Путиным, утвердило новые «Правила предо-ставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» и изменения в ряд постановлений правительства по вопросам предоставления коммунальных услуг. С просьбой пояснить, что изменится для всех нас после вступления в силу новых правил, «Сибирский энергетик» обратился в ресурсоснабжающие организации, а также управляющие компании. Не многие из них оказались готовы комментировать документ, сроки вступления в силу которого пока не известны.

Новые правила дадут возможность ограничивать услуги «Водоканала» должникам

Скоро сказка сказывается…

Свежее постановление многие наши эксперты пока комментировать отказались – документ (80 страниц текста плюс 51 страница приложений, формул и таблиц) ещё недостаточно изучен. В некоторых компаниях скрупулёзно изучать документ и не торопятся – вряд ли он вступит в силу раньше января 2012 года. Министерству регионального развития поручено в срок от двух до шести месяцев подготовить и утвердить ряд документов, в отсутствие которых реализация новых правил невозможна. Правила вступят в силу через два месяца после исполнения этих поручений. Так что внедрение в практику положений, прописанных новыми правилами, – дело не самого ближайшего будущего.

Тем не менее в части организаций, в которые наш корреспондент обратился за комментариями, текст правил уже имеет множество закладок, цветных выделений, карандашных пометок и стрелок, связывающих формулы с подпунктами, объясняющими, что и как в эти формулы нужно будет подставлять. Желание разобраться загодя вполне понятно: длинные формулы, для понимания которых не всегда достаточно школьного курса алгебры, ещё предстоит превратить в алгоритмы компьютерных программ для начисления платежей населению.

Канализацию смогут отключать

– Принципиальное отличие правил, утверждённых постановлением № 354, от тех, которыми мы руководствуемся с 2006 года, – возможность приостановить должнику водоотведение, – поделилась с нами начальник службы реализации МУП «Ангар-ский водоканал» Наталья Наумова. – В 2001–2006 годах мы проводили кампании по демонстративному отключению холодной воды у злостных неплательщиков, и это было очень эффективным способом сокращения задолженности.

На столе у Натальи Наумовой – несколько предложений о поставке оборудования, позволяющего бригаде из трёх слесарей за смену из подвала дома заблокировать отток нечистот из 5–15 квартир на любом этаже. Проникновения в квартиру для этого не требуется – система работает по принципу эндоскопического оборудования, запирая трубы изнутри и вынуждая должников проситься в туалет к соседям. Эта система, активно применяемая на Украине, в России была вне закона. Новые правила позволяют использовать против неплательщиков и такие суровые меры – и представители Ангарского водоканала прицениваются к поступившим предложениям.

Долг по одной услуге, а не по двум

– По правилам, которые действуют сейчас, ни водоснабжение, ни водоотведение приостановить было нельзя. Максимум, что было возможно, – при наличии у абонента задолженности по двум коммунальным услугам ему можно было отключить электроснабжение до погашения долга, – добавляет Наумова. – В новых правилах (раздел ХI, п. 117 и п. 118) указано, что при наличии у потребителя трёхмесячной задолженности по оплате одной коммунальной услуги через 30 дней после письменного предупреждения ему можно ограничить или приостановить оказание коммунальной услуги. Правила чётко прописывают схему: непогашение задолженности в течение 30 дней – вручение под расписку извещения о вводимом ограничении – трое суток – введение ограничения – при оплате возобновление услуги в течение двух суток, при неоплате – приостановление оказания услуги.

Неполная оплата – три месяца, а не шесть

Ещё одно отличие новых правил – чёткость и ужесточение формулировки «неполная оплата потребителем коммунальной услуги». Независимо от наличия в квартире индивидуальных приборов учёта и реального расхода ресурса «неполной оплатой» будет считаться задолженность свыше трёх месячных размеров платы за коммунальную услугу по нормативу. Раньше «неполной оплатой» считалась задолженность, превышающая шесть ежемесячных размеров платы, рассчитанной по нормативу.

Инвестиционная надбавка в тариф узаконена

В Ангарске довольно бурно обсуждалось, вправе ли Ангарский водоканал закладывать в тариф инвестиционную надбавку. В новых правилах есть значимое для предприятия изменение – п. 38 раздела VI предусматривает, что «в случае установления надбавок к тарифам размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с учётом таких надбавок».

Коэффициента за отсутствие счётчика пока нет

Заместитель начальника службы реализации МУП «Ангарский водоканал» Наталья Дремлюга дополняет:

– В широко обсуждавшемся проекте правил был повышающий коэффициент к тарифу: предполагалось, что те, кто не имеет счётчиков воды, будут платить за неё дороже. В тексте принятых правил этого коэффициента нет. Возможно, это вызвано вероятным продлением срока обязательной установки индивидуальных и общедомовых приборов учёта.

В новых правилах четко прописан порядок включения расходов на общедомовые нужды в платежи граждан: например, расходы на воду, использованную уборщицами для мытья подъездов, будут распределять между потребителями пропорционально размеру общей площади квартир.

Стандарты – профилактика конфликтов

Правила напрямую затрагивают интересы не только потребителей и ресурсоснабжающих организаций, но и управляющих компаний. В частности, новые правила возложили на управляющие компании новую обязанность: согласно IV-31-р), по заявлению потребителя в течение трёх рабочих дней исполнитель будет обязан предоставить письменную информацию о помесячных объёмах потреблённых коммунальных ресурсов по показаниям общедомовых приборов учёта – с уточнением, сколько из них потреблено в квартирах, сколько – в нежилых помещениях, сколько – на общедомовые нужды. Если раз в год такие данные можно было насчитывать вручную, то теперь управляющие компании будут вынуждены внедрять средства автоматизации обработки данных приборов учёта и начислений. О том, какие ещё перемены ждут управляющие компании, мы спросили в одной из крупнейших УК Ангарска.

– Для нас крайне важно, что постановление обязывает Минрегионразвития утвердить по согласованию с Федеральной службой по тарифам примерную форму платёжного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и примерные условия договора управления многоквартирным домом, – рассказала нам главный бухгалтер ООО «Жилком» Светлана Лужникова. – Сейчас каждая управляющая компания создаёт свой договор, каждая группа жильцов вносит свои предложения. Если будет утверждённый на федеральном уровне стандарт договора, это устранит почву для многих конфликтных ситуаций.

Расходы на общедомовые нужды – по нормативу

Поводы для споров исчезнут и благодаря тому, что новые правила впервые чётко обозначили расходы на общедомовые нужды. Освещение подвалов, лестничных клеток, электроэнергия на работу лифтов и домофонов, отопление подъездов – раньше было непонятно, кто и как за это должен платить. Постановление Путина обязывает ряд министерств внести изменения в «Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг». Будет определён чёткий порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. В платёжном документе, который станут получать собственники, отдельной строкой будет выставляться объём каждого вида коммунальных услуг, потреблённый на общедомовые нужды.

Корректировки – помесячно

Сейчас перерасчёт для тех домов, в которых установлены общедомовые приборы учёта тепла, мы производим раз в год. Новые правила не подразумевают ежегодных корректировок – корректировки должны будут производиться ежемесячно. Если дом в целом потребил тепла меньше норматива, каждый месяц станут производить перерасчёт в меньшую сторону, если больше – ежемесячно станут производить доначисление.

Появилась формула расчёта объёма коммунального ресурса на общедомовые нужды, в ней впервые участвует такой показатель, как общая площадь всех помещений дома: и жилых помещений, и нежилых, и общего имущества дома.

В тариф можно включить…

Для управляющих компаний предстоящие изменения в правилах содержания дома станут выгодны. В расходы на содержание жилого дома теперь должны будут включаться затраты на снятие показаний приборов учёта, на содержание информационных систем, обеспечивающих сбор данных и начисление платежей, на взыскание дебиторской задолжености, выставление платёжных документов. Все эти расходы при согласовании тарифа мы будем предлагать жильцам включать в тариф.

Содержание – отдельно, экономия – отдельно

Изменения, которые вносятся в акты правительства РФ в связи с принятием новых правил, чётко очерчивают и вопросы заключения жителями энергосервисных договоров. Примерные условия энергосервисных договоров на общедомовые нужды будут утверждены Министерством регионального развития. Энергосервисный договор на общедомовые нужды будет заключаться и оплачиваться отдельно от договора управления многоквартирным домом. При этом в энергосервисном договоре станут прописывать величину экономии коммунальных ресурсов и срок, за который будет достигнута такая величина экономии.

Дачникам – хорошо. За счёт соседей

Жизнь по новым правилам вряд ли станет для потребителей коммунальных услуг дешевле. Исключение разве что дачники: следующим летом, после того как правила вступят в силу, справка от садоводческого товарищества о нахождении там гражданина станет основанием для перерасчёта ему коммунальных услуг. Впрочем, если в доме стоит общедомовой счётчик, то за постирушки приезжавшего с дачи товарища, получившего перерасчёт, придётся доплатить соседям.

Дешевле не будет, но станет чётче, понятнее, прозрачнее. И возможно, главный итог внедрения новых правил – то, что поводов для конфликтов между жителями, управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями станет меньше.

Источник: Сибирский энергетик: 10 июня 2011

В рубрике: Новости    


Оцените:

ВНИМАНИЕ!

Уполномоченным
по правам человека
в Иркутской области 
открыта ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
по вопросам
ЧАСТИЧНОЙ МОБИЛИЗАЦИИ

В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 

8-991-370-61-06

Наиболее часто встречающиеся
вопросы по этой теме в разделе
Уважаемые жители Иркутской области!
Адрес электронной почты
не предназначен 
для приема обращений граждан.
Для направления обращения
необходимо воспользоваться
 
Адрес местонахождения: 
г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 
дом 40, офис 807
 (Деловой центр "Собрание")
Почтовый адрес: 
664011, г. Иркутск, а/я 16.

Email: ombudsman38@mail.ru

Прием граждан сотрудниками аппарата Уполномоченного по правам человека в Иркутской области осуществляется с понедельника по четверг с 14 часов до 17 часов.

Личный прием 
Уполномоченным по правам человека в Иркутской области осуществляется по предварительной записи по телефону 43-14-06