26 июня 2008 г.

Таблетка за полцены

  

Таблетка за полцены

Государство обещает поддержать фармбизнес, оплачивая часть стоимости лекарств пациентам

 

Уже в 2010 году, вполне возможно, небогатым россиянам станет проще получить качественное лечение лекарствами, которые сегодня им недоступны из-за дороговизны.

Введение в систему обязательного медицинского страхования лекарственной составляющей призвано не только защитить пациентов, но и поддержать производителей лекарств.

На выездном совещании в Курске, где обсуждались перспективы отечественной фармпромышленности, премьер Владимир Путин подтвердил, что поставлена задача сделать лекарственное обеспечение населения более качественным и доступным. Выбран и инструмент: в систему обязательного медицинского страхования (ОМС) предполагается включить обеспечение пациентов лекарствами.

Идея назревала давно. Если инвалиды и другие льготники были худо-бедно защищены программой дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) (за три года эти пациенты получили бесплатных лекарств на сумму 164 миллиарда рублей), то "обычные" пенсионеры, бюджетники, малообеспеченные не в состоянии получить качественное лечение современными препаратами. Это дорогие, в основном импортные препараты. Причем активная дискуссия об активном развитии отечественного фармпроизводства интересы пациента практически оставляла за скобками. Уже к осени минпромторг должен представить стратегию развития фармпроизводства в стране. При этом главная задача - как "организовать" лекарственный рынок таким образом, чтобы заболевший человек смог без проблем купить необходимый препарат, до сих пор четко не формулировалась.

Ценовую доступность премьер предложил обеспечить через введение обязательного лекарственного страхования. Предлагается, что государство будет оплачивать часть стоимости лекарств, выписанных по рецепту врача. Таким образом, включение медикаментозной помощи в систему ОМС гарантирует, что любой застрахованный гражданин или получит право на получение полностью бесплатного лекарства (нынешние льготники), или будет покупать его за часть стоимости.

Что касается насыщенности рынка, то ее как раз и предстоит решать, стимулируя собственное производство.

При этом, по мнению министра здравоохранения и соцразвития Татьяны Голиковой, система здравоохранения может быть главным "заказчиком", ориентируя фармбизнес на выпуск той продукции, которая необходима пациентам. При этом наличие собственного производства, по мнению министра, "снижает риск недополучения гражданами лекарственных средств".

В последние годы крупные зарубежные компании стали размещать свои производства в нашей стране, и эти заводы строятся, естественно, с соблюдением самых жестких международных требований. Но можно ли считать их "отечественными"?

Судя по тому, что звучало на совещании, выбран будет территориальный принцип. То есть власть намерена предпринять шаги, облегчающие условия для уже существующих производств, и поощрять инвестирование в открытие новых.

По словам Голиковой, готовятся поправки в Закон "О лекарственных средствах", направленные на повышение конкурентоспособности производства лекарств. Речь, в частности, идет об отмене обязательного согласования с органами местного самоуправления размещения фармпроизводства на определенной территории. В помощь уже работающим предприятиям министр пообещала отменить государственную регистрацию фармацевтических субстанций. Именно длительный процесс регистрации, по мнению главы Ассоциации российских фармпроизводителей Виктора Дмитриева, мешает более активному притоку иностранных инвесторов: "Время регистрации и вывода препаратов на рынок подчас превышает срок строительства самих фармпредприятий".

Предложения Татьяны Голиковой поддержал и глава минпром торга Виктор Христенко, заявив, что при подготовке стратегии "первоочередной задачей является принцип выравнивания условий доступа на внутренний рынок для всех производителей и упрощение процедур вывода импортозамещающей продукции".

Очевидно, не менее важен вопрос, какое именно производство нужно стимулировать. "Затачиваться" ли на весьма амбициозной, но очень дорогостоящей задаче производства собственных инновационных (оригинальных) препаратов или предпочесть дженериковый путь развития? Единого мнения у специалистов по этому вопросу нет. У нас есть перспективные лабораторные разработки, но "доведение" "пробирочного" препарата до лекарства, прошедшего все необходимые проверки качества и эффективности, клинические испытания, требует огромных затрат и времени, и средств. Может ли государство позволить себе вкладывать миллиарды в подобные проекты? Или целесообразнее обеспечить благоприятные условия - законодательные, налоговые - для создания на российской территории производственных площадок для выпуска бренд-дженериков (наиболее качественных, но относительно недорогих аналогов продукции ведущих мировых фармкомпаний)?

Подходы к проблеме только нащупываются. Во всяком случае Виктор Христенко считает, что в течение пяти ближайших лет нужно добиться замещения на рынке импортных препаратов отечественными именно за счет производства бренд-дженериков и дженериков. Предполагается, что по мере укрупнения российские компании накопят денег и смогут сами вкладывать средства и в новые разработки.

Но это все-таки взгляд на несколько лет вперед. А в ближайшее время реально простимулировать производителей лекарств можно будет именно через систему лекарственного страхования, ведь доплачивая пациенту за достаточно дорогой препарат, государство одновременно обеспечит рынок сбыта и предприятию-производителю.

При этом вопросов, с которыми придется определяться прин ципиально, очень много. Например, каким будет перечень препаратов, на которые распространится страховка. Войдут ли в него только жизненно необходимые ЛС, или перечень будет более широким? Будет ли при софинансировании играть роль, где произведен препарат, или в перечень включат только отечественные лекарства? И как тут не вспомнить печальный опыт программы ДЛО, когда в первый год мин здравсоцразвития не поскупился и утвердил перечень, включив туда топ-препараты, а год спустя, когда начался денежный "голод", список пришлось серьезно сокращать...

Разумеется, заранее надо определяться и с уровнем софинансирования для тех участников, кто должен будет лекарства покупать. Будет ли применена для них система скидок? Или, как считают некоторые эксперты, рациональнее применить метод "отсечения" - все препараты-аналоги выстраиваются в стоимостную "линейку", государство гарантирует только определенный уровень возмещения. А чем препарат дороже, тем больше за него придется доплатить.

Помимо лекарственного страхования в ведомстве Виктора Христенко предлагают рассмотреть и другие меры по развитию производства лекарств в России. Например, предоставление долгосрочных кредитов для расширения производства и ввода новых мощностей; субсидирование процентных ставок по кредитам для экспортных операций; приобретение лицензий на производство и введение в оборот на внутреннем рынке современных инновационных препаратов; проникновение на зарубежные рынки за счет приобретения иностранных активов в целях повышения экспортного потенциала российской фармпромышленности.

Источник: Российская газета

 

В рубрике: Новости    


Оцените:

ВНИМАНИЕ!

Уполномоченным
по правам человека
в Иркутской области 
открыта ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
по вопросам
ЧАСТИЧНОЙ МОБИЛИЗАЦИИ

В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 

8-991-370-61-06

Наиболее часто встречающиеся
вопросы по этой теме в разделе
Уважаемые жители Иркутской области!
Адрес электронной почты
не предназначен 
для приема обращений граждан.
Для направления обращения
необходимо воспользоваться
 
Адрес местонахождения: 
г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 
дом 40, офис 807
 (Деловой центр "Собрание")
Почтовый адрес: 
664011, г. Иркутск, а/я 16.

Email: ombudsman38@mail.ru

Прием граждан сотрудниками аппарата Уполномоченного по правам человека в Иркутской области осуществляется с понедельника по четверг с 14 часов до 17 часов.

Личный прием 
Уполномоченным по правам человека в Иркутской области осуществляется по предварительной записи по телефону 43-14-06