3 июля 2012 г.

Верховный суд рассказал, как надо жаловаться

Верховный суд рассказал, как надо жаловаться

 

Эта статья является комментарием к:

29.06.2012 Постановление Пленума Верховного Cуда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 г. Москва "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"

 

"Российская газета" публикует постановление Пленума Верховного Суда РФ, регулирующее порядок судопроизводства в апелляции по гражданским делам.

Этот документ важен не только для судей, хотя писался в основном для них. Простым гражданам, которые сталкиваются с нашими судами по делам о квартирных или земельных спорах, о разводах или наследстве, будет не лишним внимательно почитать это постановление. Ведь в нем говорится о том, что возможна подача жалобы непосредственно в суд апелляционной инстанции. В документе объясняется, что такое уважительная и неуважительная причина для пропуска сроков обжалования.

Всем известно, что жалобу в апелляционную инстанцию надо подавать через суд, принявший решение. Но подача жалобы непосредственно в апелляционную инстанцию, сказано в документе, не является основанием для ее возвращения заявителю. Такая жалоба с сопроводительным письмом направляется в первую инстанцию, чтобы там все оформили, как положено. Но можно и не возвращать дело в первую инстанцию, если жалоба отвечает всем требованиям закона.

Еще Верховный суд разъясняет, что опротестовывать можно не только все решения суда, но и его части. И в этом случае первое решение не вступит в законную силу. Обжаловать решение суда могут те граждане, кто судился. Но право апелляции есть и у их преемников, которых на первом суде не было. Всего на апелляцию дается месяц. Он считается со дня, следующего за днем написания решения. Но если написание такого решения откладывалось, что нередко бывает в сложных делах, то судья при оглашении резолютивной части должен объявить, когда все решение будет готово, и записать это в протоколе. Отдельный пункт отведен под разъяснение, какие причины считаются уважительными для восстановления срока на подачу апелляции, а какие – нет. Уважительные – обстоятельства, связанные с личностью подавшего жалобу: его тяжелой болезнью или неграмотностью. Еще продлят сроки для человека, не участвовавшего в деле, если он получил копии решения суда по истечении срока обжалования. Еще уважительная причина, если суд первой инстанции не разъяснил порядок и срок обжалования или сам нарушил сроки. Кстати, для юридических лиц не будет уважительной причиной восстановить срок обжалования, если начальство или юрист предприятия в отпуске или командировке, или просто в штате нет юриста.

Верховный суд подчеркивает: всем, участвующим в деле, должна быть предоставлена возможность ознакомиться не только с самой апелляционной жалобой, но и с поступившими на нее возражениями еще до того, как жалоба будет отправлена. Для этого, направляя для ознакомления копии апелляционной жалобы, суд первой инстанции в сопроводительном письме должен учесть "разумный срок" для возражений. Имеется в виду работа почты и дальность отправления. Такой срок может быть и больше месяца. В постановлении более четко прописан и сам порядок рассмотрения апелляционной жалобы. Верховный суд уточняет: все апелляционные жалобы, поданные на одно судебное решение, должны назначаться и рассматриваться одновременно.

На что надо обратить внимание простым гражданам? Заявитель в любое время имеет право отказаться от апелляционной жалобы, если по ней еще не вынесено определение. Но адвокат, назначенный судом представителем ответчика, такого права не имеет. В постановлении есть еще важный момент. В документе говорится об уважительных причинах, по которым апелляционный суд согласится принять новые доказательства.

Это необоснованное отклонение первым судом ходатайств участвующих в деле о дополнительных письменных доказательствах или ходатайств о вызове свидетелей и назначении экспертизы. Но в то же время апелляция не должна принимать дополнительные доказательства, если будет установлено, что гражданин, ссылающийся на них, не представил таких доказательств в суде первой инстанции.

Источник: "Российская газета" – Федеральный выпуск №5820 (147)

В рубрике: Новости    


Оцените:

ВНИМАНИЕ!

Уполномоченным
по правам человека
в Иркутской области 
открыта ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
по вопросам
ЧАСТИЧНОЙ МОБИЛИЗАЦИИ

В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 

8-991-370-61-06

Наиболее часто встречающиеся
вопросы по этой теме в разделе
Уважаемые жители Иркутской области!
Адрес электронной почты
не предназначен 
для приема обращений граждан.
Для направления обращения
необходимо воспользоваться
 
Адрес местонахождения: 
г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 
дом 40, офис 807
 (Деловой центр "Собрание")
Почтовый адрес: 
664011, г. Иркутск, а/я 16.

Email: ombudsman38@mail.ru

Прием граждан сотрудниками аппарата Уполномоченного по правам человека в Иркутской области осуществляется с понедельника по четверг с 14 часов до 17 часов.

Личный прием 
Уполномоченным по правам человека в Иркутской области осуществляется по предварительной записи по телефону 43-14-06