24 июля 2012 г.

Как проверить расчеты по платежам за квартиру?

Коммунальный калькулятор Форум

Как проверить расчеты по платежам за квартиру?

 

Эта статья является комментарием к:

Проект Федерального закона Российской Федерации "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства"

С июня будущего года должна заработать государственная информационная система ЖКХ, с помощью которой каждый может легко проверить, правильно ли рассчитана его квартплата.

С помощью этого интернет-ресурса можно будет заплатить за квартиру и услуги, "не отходя от компьютера", скорректировать платежи, а при необходимости – пожаловаться на нерадивость коммунальных служб. Законопроект о такой информационной системе подготовлен в минрегионе, сейчас его изучают эксперты, а осенью после каникул им займутся депутаты Госдумы.

Между тем для жителей Москвы на днях начал работать – пока в тестовом режиме – подобный сайт с характерным названием "Наше ЖКХ" (намек на "наше все"?). Уже первые дни показали: голод на информацию по коммунальной тематике огромный. Народу надоело вслепую "бодаться" с управленцами и чиновниками. Жилинспекция, на которую возложена обязанность контролировать участников рынка, захлебывается в море обращений от возмущенных граждан. А потому, по мнению разработчиков нового ресурса из Института системного мониторинга, подобные порталы просто необходимы. Собственникам и нанимателям жилья они помогут навести порядок в отношениях с управляющими и ресурсоснабжающими организациями. Регуляторам рынка, занимающимся тарифами, и властям помогут провести мониторинг ЖКХ в конкретном регионе, городе, поселке.

Проверь платежку

Самым востребованным разделом сайта, судя по всему, будет "Калькулятор коммунальных платежей". Вбиваешь данные по своей квартире – площадь, количество жильцов, поставщика услуги, четко идешь по ссылкам шаг за шагом – и "на выходе" получаешь сумму платежа. Необходимые для расчета тарифы и нормы потребления (если учет тепла и воды идет не по счетчикам) уже заложены в систему. Результаты расчета легко сравнить с реальной платежкой. Если расхождение большое – есть повод проверить, корректно ли начисляет квартплату ваша управляющая компания.

Полезна рубрика "Законы" – на одной странице собраны многочисленные правовые акты, регулирующие работу коммунального и жилищного комплекса, принятые и опубликованные в разное время.

В принципе хорошо задуманы и такие разделы, как "новости" и "случаи из жизни". Тут есть и полезная информация (например, публикация-инструкция "Субсидия. Кому она положена и как ее получить"), но пока много и откровенных "пустышек". Дизайн сайта "Наше ЖКХ" выполнен на хорошем уровне, но наполнение оставляет желать лучшего.

Чтобы подобные порталы были действительно информативными, нужно, чтобы контентом занимались организации, непосредственно связанные с коммунальной отраслью – это и структуры, отвечающие за тарифное регулирование, и соответствующие подразделения муниципалитетов, и управляющие и ресурсоснабжающие компании. Это, собственно, и предусматривает проект федерального закона о государственной информационной системе ЖКХ.

Прозрачная коммуналка

До сих пор одной из главных претензий жителей и к поставщикам тепла, электроэнергии, воды, и к организациям, управляющим их домами, остается непрозрачность тарифов, расчетов, объемов выполненных работ и предоставленных услуг.

Коммунальные тарифы растут регулярно. В столице, например, после полуторагодовой паузы объявлено, что пересчитывать квартплату отныне будут дважды в год – с июля и с сентября. Не очень, кстати, удачное решение, если учесть, что в августе-сентябре собственники получают платежки из налоговой инспекции – для оплаты налога на собственность, в том числе и жилую.

"Правила игры" в коммунальной сфере меняются тоже достаточно быстро. Эксперты, например, говорят, что в ближайшее время устаревшие нормативы потребления (которые, как правило, весьма далеки от реальных потребностей жителей, потому что учитывают объективные и субъективные потери поставщиков воды, тепла и прочих ресурсов) будут заменены при расчете квартплаты социальными стандартами.

В пределах социальной нормы предполагается ввести более щадящий тариф. Все, что выше, будет оплачиваться по более дорогой ставке. Это только один пример, показывающий, насколько непросто бывает разобраться в квитанции по оплате человеку, не имеющему специальной подготовки.

Информсистема должна выступить в роли серьезного помощника. Зайдя на портал, любой собственник или наниматель квартиры сможет проверить, насколько корректно работает управляющая организация, с помощью такого же электронного калькулятора, который сейчас "обкатывается" на столичном портале. Здесь тоже предусматривается автоматический расчет стоимости оплаты за жилье и коммуналку.

Заплати и спи спокойно

Более того, оплату – уже не теоретически, а "вживую", в рублях и копейках, тоже можно будет проводить через информсистему. Все необходимые данные – тарифы, нормативы потребления – в систему "закачают" представители регулирующих органов и муниципалитетов.

В законопроекте зафиксированы и другие, не менее важные "подсказки" для жителей: по учету предоставляемых субсидий по оплате коммунальных услуг и содержанию общего имущества в доме; по возможности пересчитать платежи. Напомним, согласно правилам предоставления коммунальных услуг сделать такой перерасчет можно и сейчас, причем в двух случаях. Во-первых, если жильцы не пользовались водой и газом из-за отъезда. Во-вторых, если услуга просто не оказывалась (например, воду отключили для профилактики сетей или из-за аварии).

Обещано собрать на портале и массу полезной информации: от всех правовых актов, имеющих отношение к коммунальной сфере и жилью, и до перечня ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний, работающих в конкретном городе. Сегодня конкурсы по выбору управляющих нередко проводятся формально, поскольку у собственников квартир нет возможности получить сведения обо всех предприятиях, конкурирующих на этом рынке. Информационная система такую возможность предоставит.

Отчитаться по полной

Если законопроект будет принят в том виде, как он выглядит сейчас (см. публикацию документа на сайте "Российской газеты"), секретов перед жильцами у управляющих многоквартирными домами не останется. Документ обязывает их делиться информацией о своей деятельности, публикуя ее на портале.

С перечнем полезно ознакомиться уже сейчас, чтобы представлять, какие данные собственники квартир вправе запросить у своего управдома. Это сведения о заключенных договорах по предоставлению коммунальных услуг и работ по содержанию общего имущества дома, его ремонту; о порядке формирования платежей; о проводимых мероприятиях по энергосбережению; о техническом состоянии дома, в том числе планируемом и проведенном капремонте. Важна информация о состоянии расчетов за коммунальные услуги – случаи, когда правление ТСЖ или УК, собирая с жильцов 100-процентную плату, копит при этом долги за коммуналку, совсем не редки. Сведения о задолженности также должны будут публиковаться в открытом доступе.

Кстати

Как отличить настоящую квитанцию от фальшивки?

В июне немало москвичей стали жертвами мошенников. Некая фирма разложила по почтовым ящикам рекламные листовки о своей деятельности, по виду копирующие квитанции по оплате ЖКУ. Тем не менее счет на листке был указан реальный – те, кто не проверил содержание листовки и оплатил ее, были уверены, что платят за коммуналку, а деньги ушли мошенникам.

ГКУ "Центр координации ГУ ИС" (через эту организацию в столице идут коммунальные платежи) опубликовал на своем официальном сайте советы, как отличить настоящую квитанцию (она называется "единым платежным документом" – ЕПД) от фальшивой.

1 В подлинном ЕПД указаны ФИО и адрес плательщика. В фальшивой квитанции эти графы пустые – их предлагают заполнить самим плательщикам.

2 На каждой настоящей квитанции обязательно указан индивидуальный код плательщика. За каждым закреплен определенный набор цифр – он не меняется годами. Это очень важная информация, которая "привязывает" сделанный платеж к конкретной квартире. Возникают сомнения в подлинности квитанции – проверьте код, сличив с предыдущими платежками.

3 Нормальная квитанция содержит полную информацию о расчетах и начислениях за жилищно-коммунальные услуги. Указываются тарифы по каждому виду услуг, количество потребленного ресурса, льготы, окончательный расчет, задолженность (если она есть). Мошенники такой информацией не владеют, а потому "излишних" подробностей их квитки не содержат.

4 Самое главное: в ЕПД указывается информация о квартире: общая и жилая площадь, количество зарегистрированных, льготников, дата создания и последней оплаты. В фальшивках такой графы нет либо информация взята с потолка.

Одним словом, констатируют эксперты, нужно внимательно читать любую бумажку, если по ней предстоит вносить деньги.

Источник: "Российская газета" - Федеральный выпуск №5839 (166)

В рубрике: Новости    


Оцените:

ВНИМАНИЕ!

Уполномоченным
по правам человека
в Иркутской области 
открыта ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
по вопросам
ЧАСТИЧНОЙ МОБИЛИЗАЦИИ

В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 

8-991-370-61-06

Наиболее часто встречающиеся
вопросы по этой теме в разделе
Уважаемые жители Иркутской области!
Адрес электронной почты
не предназначен 
для приема обращений граждан.
Для направления обращения
необходимо воспользоваться
 
Адрес местонахождения: 
г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 
дом 40, офис 807
 (Деловой центр "Собрание")
Почтовый адрес: 
664011, г. Иркутск, а/я 16.

Email: ombudsman38@mail.ru

Прием граждан сотрудниками аппарата Уполномоченного по правам человека в Иркутской области осуществляется с понедельника по четверг с 14 часов до 17 часов.

Личный прием 
Уполномоченным по правам человека в Иркутской области осуществляется по предварительной записи по телефону 43-14-06