Статистика обращений граждан к Уполномоченному во 2 квартале 2025 года
Итоги работы по рассмотрению обращений Уполномоченным по правам человека в Иркутской области за 2 квартал 2025 года
Во 2 квартале 2025 года в адрес Уполномоченного по правам человека в Иркутской области с просьбами о содействии в реализации, восстановлении и защите прав поступило 1247 обращений, что в сравнении с аналогичным периодом 2024 года больше на 278, а по сравнению с аналогичным периодом 2023 года больше на 492.
Динамика обращений граждан за II квартал 2023-2025 г.
Из числа поступивших обращений 310 обращений поступило письменно, с устного приема Уполномоченного и сотрудников аппарата поступило 205 обращений, 487 по телефону, в форме электронного документа зафиксировано 245 обращений.
Что касается тематики обращений, то она в целом не претерпела значительных изменений с точки зрения, как самих вопросов, так и удельной доли в общем количестве. По-прежнему, значительную часть обращений составляют вопросы по теме защиты прав военнослужащих. В отчетном периоде участникам СВО и членам их семей часто требовались разъяснения по вопросам получения причитающихся выплат за травмы или смерть военнослужащего, содействия в получении таких выплат, денежного довольствия, восстановления утраченных документов, розыска без вести пропавших и возвращения наших соотечественников из плена. Таких обращений было рассмотрено 907 (72% от общего числа поступивших обращений).
Следующей значимой темой для граждан стало нарушение права на охрану здоровья (медицинское обслуживание и лекарственное обеспечение), по этому вопросу поступило– 70 обращений , в т.ч. от граждан, находящихся в местах принудительного содержания и лиц, обратившихся в отношении граждан, находящихся в местах принудительного содержания, что составляет 6% от общего числа обращений.
На вопросы социального и пенсионного обеспечения, социального обслуживания обратили внимание Уполномоченного 48 граждан (4% от общего числа обращений).
Немало обращений граждан поступило с просьбой восстановить их нарушенные права, связанные с реализацией жилищных прав, в том числе по вопросам жилищно-коммунального обслуживания и другие. Общее количество обращений, поступивших за отчетный период по этой теме, – 46 (3,6% от общего числа поступивших обращений).
Из обращений лиц, находящихся в местах принудительного содержания (152 обращения), больше всего обращений поступило по вопросам медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения (56 обращений или 4,4% от общего числа обращений).
Анализируя обращения, поступившие во 2 квартале к Уполномоченному, большая их часть содержала просьбу о предоставлении консультаций о наличии того или иного права и порядке его реализации. В большинстве обращений обозначено более 2–3 вопросов, требующих правовой помощи. По результатам рассмотрения обращений, приняты следующие меры:
ü в 100 случаях права граждан восстановлены;
ü в 11 случаях восстановлены частично;
ü даны правовые консультации и разъяснения по 899 обращениям;
ü проведено 12 выездных проверок, в ходе которых обсуждены возможности устранения выявленных недостатков и пути совершенствования деятельности государственных и муниципальных органов и учреждений с их руководителями;
ü подготовлено 6 проектов исковых заявлений;
452 обращения пока находятся в работе, и по 67 обращениям выявлено, что право не нарушено.

Кроме того, Уполномоченным на регулярной основе проводился мониторинг положений региональных и федеральных нормативных правовых актов на предмет необходимости их совершенствования в целях расширения возможностей при реализации прав и свобод граждан в различных сферах общественных отношений, повышения эффективности их защиты.

