Итоги работы по рассмотрению обращений Уполномоченным по правам человека в Иркутской области за 3 квартал 2025 года
В 3 квартале 2025 года в адрес Уполномоченного по правам человека в Иркутской области с просьбами о содействии в реализации, восстановлении и защите прав поступило 1473 обращений, что в сравнении с аналогичным периодом 2024 года больше на 369, а по сравнению с аналогичным периодом 2023 года больше на 518.
Динамика обращений граждан за III квартал 2023-2025 г.

Из числа поступивших обращений 339 обращений поступило письменно, с устного приема Уполномоченного и сотрудников аппарата поступило 236 обращений, 579 по телефону, в форме электронного документа зафиксировано 319 обращений.
Что касается тематики обращений, то она в целом не претерпела значительных изменений с точки зрения, как самих вопросов, так и удельной доли в общем количестве. По-прежнему, значительную часть обращений составляют вопросы по теме защиты прав военнослужащих. В отчетном периоде участникам СВО и членам их семей часто требовались разъяснения по вопросам получения причитающихся выплат за травмы или смерть военнослужащего, содействия в получении таких выплат, денежного довольствия, восстановления утраченных документов, розыска без вести пропавших и возвращения наших соотечественников из плена. Таких обращений было рассмотрено 1039 (70,5% от общего числа поступивших обращений).

Следующей значимой темой для граждан стало нарушение права на охрану здоровья (медицинское обслуживание и лекарственное обеспечение), по этому вопросу поступило– 70 обращений , в т.ч. от граждан, находящихся в местах принудительного содержания и лиц, обратившихся в отношении граждан, находящихся в местах принудительного содержания, что составляет 4,7% от общего числа обращений.
На вопросы социального и пенсионного обеспечения, социального обслуживания обратили внимание Уполномоченного 64 граждан (4,3% от общего числа обращений).
Немало обращений граждан поступило с просьбой восстановить их нарушенные права, связанные с реализацией жилищных прав, в том числе по вопросам жилищно-коммунального обслуживания и другие. Общее количество обращений, поступивших за отчетный период по этой теме, – 70 (4,7% от общего числа поступивших обращений).
Из обращений лиц, находящихся в местах принудительного содержания 151 обращение (10,3% от общего числа обращений), больше всего обращений поступило по вопросам медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения 53 обращений.
Анализируя обращения, поступившие в 3 квартале к Уполномоченному, большая их часть содержала просьбу о предоставлении консультаций о наличии того или иного права и порядке его реализации. В большинстве обращений обозначено более 2–3 вопросов, требующих правовой помощи. По результатам рассмотрения обращений, приняты следующие меры:

ü в 114 случаях права граждан восстановлены;
ü в 3 случаях восстановлены частично;
ü даны правовые консультации и разъяснения по 541 обращениям;
ü проведено 5 выездных проверок, в ходе которых обсуждены возможности устранения выявленных недостатков и пути совершенствования деятельности государственных и муниципальных органов и учреждений с их руководителями;
ü подготовлено 7 проектов исковых заявлений;

285 обращения пока находятся в работе, и по 62 обращениям выявлено, что право не нарушено.
Кроме того, Уполномоченным на регулярной основе проводился мониторинг положений региональных и федеральных нормативных правовых актов на предмет необходимости их совершенствования в целях расширения возможностей при реализации прав и свобод граждан в различных сферах общественных отношений, повышения эффективности их защиты.
