[13.05.2020] По вопросу направления жалоб в органы власти в целях проведения проверок организаций – поставщиков услуг, товаров, работ

Нередко в адрес Уполномоченного поступают обращения от граждан по поводу того, что после их жалоб в различные органы власти не проводятся проверки, ситуации с устранением указываемых гражданами недостатков не решаются, а в ответах на жалобы приводится отказ в проведении контрольных мероприятий. Данная проблема актуальна для различных сфер, в частности, для жилищного надзора (жалобы на управляющие компании, на содержание многоквартирных домов, на неправильное начисление платы за жилье и коммунальные услуги), строительного надзора, надзора в сфере защиты прав потребителей и т.п.

В связи с этим следует отметить следующее.

Российское законодательство предусматривает баланс интересов граждан (потребителей) и организаций – поставщиков услуг, товаров, работ. Исходя из этого, не любая жалоба гражданина может являться основанием для проведения проверок и привлечения виновных лиц к ответственности.

Так, в силу части 3 статьи 10 Федерального закона от
26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основанием для назначения внеплановой проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя может быть только обращение, позволяющее установить авторство гражданина.

Соответственно, чтобы обращение гражданина явилось основанием для проведения проверки, оно должно быть подано:

- письменно с обязательным указанием фамилии, имени и отчества (последнее при наличии) автора обращения, адреса места жительства гражданина. Письменное обращение должно быть собственноручно подписано гражданином. Рекомендуется также прикладывать копию паспорта обращающегося гражданина;

- на личном приеме гражданина в государственном органе. В этом случае гражданин обязан представить паспорт для установления его личности;

- в форме электронного документа с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации. Указанная единая система используется для входа в личный кабинет на Портале государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru). При наличии технической возможности жалоба может быть подана гражданином через Портал государственных и муниципальных услуг, либо через официальный сайт органа власти в сети «Интернет» при условии перехода на него после входа в личный кабинет на Портале государственных и муниципальных услуг. Возможность направления электронных жалоб следует предварительно уточнять по телефонам органов власти, в которые гражданин желает направить жалобу.

Помимо требований к порядку подачи жалоб федеральное законодательство предусматривает обязательные требования к содержанию жалоб: в них должны содержаться исчерпывающие сведения по следующим обстоятельствам:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);

г) нарушение требований к маркировке товаров.

В этой связи в жалобах следует последовательно излагать суть нарушений законодательства, которые усматривает гражданин (по возможности с приведением обосновывающих ссылок на правовые акты), обязательно указывать на то, каким образом данные нарушения вызывают угрозу причинения вреда или причиняют вред перечисленным выше охраняемым законом правам и интересам граждан.

ВНИМАНИЕ!

Уполномоченным
по правам человека
в Иркутской области 
открыта ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
по вопросам
ЧАСТИЧНОЙ МОБИЛИЗАЦИИ

В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 

8-991-370-61-06

Наиболее часто встречающиеся
вопросы по этой теме в разделе
Уважаемые жители Иркутской области!
Адрес электронной почты
не предназначен 
для приема обращений граждан.
Для направления обращения
необходимо воспользоваться
 
Адрес местонахождения: 
г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 
дом 40, офис 807
 (Деловой центр "Собрание")
Почтовый адрес: 
664011, г. Иркутск, а/я 16.

Email: ombudsman38@mail.ru

Прием граждан сотрудниками аппарата Уполномоченного по правам человека в Иркутской области осуществляется с понедельника по четверг с 14 часов до 17 часов.

Личный прием 
Уполномоченным по правам человека в Иркутской области осуществляется по предварительной записи по телефону 43-14-06