[21/01/21] Книгу жалоб и предложений отменили - новые правила розничной торговли

С 1 января текущего года исключены следующие обязанности продавцов:

  • бесплатно погрузить крупногабаритный товар на транспортное средства потребителя, если доставка осуществляется силами последнего;
  • вести книгу отзывов и предложений. Ранее ее нужно было предоставить по требованию потребителя;
  • ознакомить потребителя по его требованию с товарно-сопроводительной документацией.

При этом продавец не должен препятствовать потребителю фотографировать товар в местах свободного доступа.

Также расширили перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется обязанность безвозмездно предоставить покупателю по его требованию на период ремонта аналог или замену такого товара. В него добавили:

  • газовые и газоэлектрические бытовые приборы для приготовления пищи;
  • ювелирные и другие изделия из драгметаллов и (или) драгкамней, ограненные драгкамни.

Теперь продавец не обязан менять только те технически сложные бытовые товары надлежащего качества, гарантия на которые год и более. Ранее условием для отказа покупателю было само ее наличие, а не срок.

Дистанционная торговля

В новых правилах закреплено, что технически сложные бытовые товары, транспортные средства и ювелирные изделия из драгметаллов и драгкамней, сертифицированных ограненных драгкамней, купленные дистанционно, покупатель вправе вернуть, даже если они надлежащего качества. Отметим, что до последнего времени в судебной практике встречалась противоположная позиция.

По общему правилу товар может получить как сам потребитель, так и иное лицо, предъявившее информацию о номере заказа либо другое подтверждение заключения договора (оформление заказа). Ранее иное лицо могло получить товар только при предъявлении квитанции или другого подтверждающего документа.

Если продавец не довел до потребителя информацию о форме и способах направления претензий, последний может направить претензию в любой форме и любым способом.

Продавец должен раскрыть дополнительные данные о себе: ОГРН; адрес электронной почты и (или) номер телефона.

Разносная торговля

Исключены следующие обязанности продавца:

  • обеспечить наличие у представителя личной карточки, заверенной подписью лица, ответственного за ее оформление, и печатью продавца (при наличии печати), с фотографией, указанием ФИО представителя продавца, а также сведений о продавце;
  • обеспечить наличие прейскуранта;
  • передавать потребителю товарный чек.

Разрешена продажа вразнос таких товаров:

  • продовольственных товаров в потребительской упаковке;
  • экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм;
  • компьютерных программ.

Товарные чеки

Продавец обязан предоставить товарный чек по требованию потребителя, только если в кассовом чеке не указаны индивидуализирующие признаки товара (например, наименование, артикул, модель). Правило касается следующих товаров:

  • технически сложные товары;
  • животные и растения;
  • строительные материалы и изделия;
  • ткани, одежда, меховые товары и обувь;
  • мебель.

Для продавцов ювелирных и иных изделий из драгметаллов и драгкамней обязанность по предоставлению товарного чека исключена.

Особенности торговли в иных сферах

На расфасованных продтоварах можно не указывать номер или фамилию весовщика.

При передаче автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов нужно предоставить информацию о правилах и условиях эффективного и безопасного использования товара, поддержания его в пригодном к эксплуатации состоянии. АЗС обязаны представлять по требованию покупателя заверенную копию документ а о качестве товара, в котором должны быть указаны наименование изготовителя, поставщика топлива, дата и объем поставки.

Документ: Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 2463

Несмотря на это с предложением вернуть книгу отзывов, жалоб и предложений в магазины выступил Союз потребителей РФ. Не все покупатели общаются в интернете и вообще имеют доступ к нему, чтобы обозначить свои претензии, уверены в Союзе потребителей.

15 января 2021 года на заседании рабочей группы по «регуляторной гильотине» это предложение было озвучено. Идею поддержал Роспотребнадзор.

Минпромторг убрал книгу жалоб и предложений из магазинов как атавизм – пережиток советского прошлого. Ею никто не пользуется, уверены в ведомстве, все претензии люди оставляют на онлайн-ресурсах торговых сетей.

 

ПнВтСрЧтПт СбВс 25 26 27 28 29 30 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 1 2 3 4 5