[29/06/22] За навязывание дополнительных товаров и услуг могут ввести административную ответственность

Предлагается внести изменения в ст. 3.5, ст. 14.8 КоАП и установить административную ответственность за:

  • навязывание потребителю дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату с назначением наказания в виде административного штрафа на должностных лиц и юрлиц в размере двукратной стоимости дополнительно навязанных товаров (работ, услуг);
  • необоснованный отказ либо уклонение от рассмотрения в установленном законом порядке требований потребителя, связанных с нарушением его прав, с назначением наказания в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб., на ИП – от 150 тыс. до 500 тыс. руб. и на юрлиц – от 250 тыс. до 1 млн руб.

Соответствующий законопроект1 внесен в Госдуму 27 июня 2022 года.

В пояснительной записке к проекту указывается, что в настоящее время вопросы, связанные с административно-правовой охраной прав потребителей, регулируются гл. 14 КоАП РФ. При этом некоторые права потребителей до сих пор не получили надлежащей и четко определенной административно-правовой охраны. К ним относится, например, право на заказ или приобретение конкретного товара (работы, услуги) без обязательных условий заказа или приобретения вместе с ними дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату.

Авторы инициативы отмечают, что зачастую с навязыванием потребителю дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату сталкиваются покупатели автомобилей. Так, например, согласно позиции Роспотребнадзора, КоАП РФ на сегодняшний день не содержит отдельного состава административного правонарушения, предусматривающего наказание за навязывание дополнительных товаров и услуг, а применяемые к таким деяниям в данный момент наказания – по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ – за включение в договор условий, ущемляющих права потребителей, не носят предотвращающий и профилактический характер. Навязывание дополнительных товаров и услуг происходит, как правило, на сумму от 100 тыс. до 500 тыс. руб., однако иногда сумма навязываемых товаров (работ, услуг) может достигать более 50% от стоимости заказываемых или приобретаемых потребителем товаров (работ, услуг). При этом максимальный размер административного штрафа за данное правонарушение составляет для должностных лиц (включая ИП) от 1 тыс. до 2 тыс. руб., а для юрлиц – от 10 тыс. до 20 тыс. руб., что, по мнению разработчиков законопроекта, является недостаточным.

Кроме того, авторы поправок указывают, что навязывание покупателям дополнительных товаров (работ, услуг) вызывает рост цен на основные товары (работы, услуги). Так, в 2021 году Минпромторгом России был направлен запрос по описанной проблеме в ФАС России: в своем ответе ведомство сообщило, что рост цен в 2021 году – в частности, на автомобильном рынке – вызван не только изменением баланса спроса и предложения на рынках готовой продукции и комплектующих, но и действиями официальных дилеров различных автомобильных марок за счет навязывания покупателями дополнительного оборудования и финансовых услуг. Согласно поступающим в ФАС России обращениям физлиц, отсутствует возможность приобретения автомобиля на условиях (комплектация и цена), предлагаемых автодилерами на своих официальных сайтах. При этом разница в цене на официальном сайте и у дилера в салоне может составлять порядка 10%-30% либо на такую же сумму потребитель должен приобрести дополнительное оборудование превышает стоимость аналогичного оборудования у независимых сервисных станций. Например, в случае предложения дилера купить автомобиль со скидкой, потребителю предлагается в том числе кредит или иные дополнительные условия – к примеру, страхование транспортного средства.

Предполагается, что принятие поправок позволит обеспечить надлежащую административно-правовую охрану, соблюдение, предотвращение и предупреждение нарушений прав потребителей при заказе или приобретении ими определенных товаров (работ, услуг) без обязательных условий заказа или приобретения вместе с ними дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату, а также будет способствовать профилактике необоснованных отказов либо уклонения от рассмотрения в установленном законом порядке продавцами или исполнителями
требований потребителя, связанных с нарушением его прав.

За навязывание дополнительных товаров и услуг могут ввести административную ответственность

_____________________________

1 С текстом законопроекта № 152532-8 "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

 

Источник: ГАРАНТ.РУ https://www.garant.ru/news/1551236/

ВНИМАНИЕ!

Уполномоченным
по правам человека
в Иркутской области 
открыта ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
по вопросам
ЧАСТИЧНОЙ МОБИЛИЗАЦИИ

В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 

8-991-370-61-06

Наиболее часто встречающиеся
вопросы по этой теме в разделе
Уважаемые жители Иркутской области!
Адрес электронной почты
не предназначен 
для приема обращений граждан.
Для направления обращения
необходимо воспользоваться
 
Адрес местонахождения: 
г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 
дом 40, офис 807
 (Деловой центр "Собрание")
Почтовый адрес: 
664011, г. Иркутск, а/я 16.

Email: ombudsman38@mail.ru

Прием граждан сотрудниками аппарата Уполномоченного по правам человека в Иркутской области осуществляется с понедельника по четверг с 14 часов до 17 часов.

Личный прием 
Уполномоченным по правам человека в Иркутской области осуществляется по предварительной записи по телефону 43-14-06