[11/10/22] Осужденным к принудительным работам хотят позволить трудиться не только в организациях, но и у ИП

Кроме того, согласно внесенному в Думу законопроекту предлагается дать возможность таким осужденным следовать в исправительный центр без конвоя.

 

Фотобанк Лори

По мнению одного адвоката, предлагаемые изменения в УИК свидетельствуют о возросшем значении такого вида наказания, как принудительные работы, о более широком применении судами этого наказания. Другая считает, что принятие поправок способствует развитию УИС, компенсирует нехватку исправительных центров, увеличит возможности исправления осужденных путем назначения именно рассматриваемого вида наказания в количественном и качественном выражении. Третий отметил, что по своей сути работа у ИП ничем принципиально не отличается от работы на крупном предприятии.

Правительство внесло в Госдуму законопроект № 202706-8, которым предлагается привлекать осужденных к принудительным работам к труду не только в организациях любой организационно-правовой формы, но и у индивидуальных предпринимателей.

Авторы законодательной инициативы пояснили, что согласно ч. 1 ст. 60.7 Уголовно-исполнительного кодекса каждый осужденный к принудительным работам обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительного центра. Администрация исправительного центра обязана, исходя из наличия рабочих мест, привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и (по возможности) специальности. На данный момент осужденные к принудительным работам привлекаются к труду в организациях любой организационно-правовой формы. Таким образом, в настоящее время при исполнении наказания в виде принудительных работ имеется возможность трудоустройства осужденных только в организациях.

Как отмечается в пояснительной записке, по информации ФСИН России, осужденные к принудительным работам могут быть также трудоустроены у ИП, от которых поступают предложения об их трудоустройстве, на должности разнорабочих, грузчиков, дворников и подсобных рабочих. При наличии специальных навыков или образования поступают предложения об их трудоустройстве и на должности парикмахеров, швей, водителей, поваров, слесарей, маляров, сварщиков, каменщиков, плотников, менеджеров, кладовщиков.

В соответствии с ч. 1 ст. 60.18 УИК порядок осуществления надзора за отбыванием наказания осужденными к принудительным работам определяется Минюстом России. Законопроектом предлагается установить, что порядок осуществления надзора за отбыванием данного наказания будет определяться Минюстом по согласованию с Генеральной прокуратурой РФ. Разработчики пояснили, что это необходимо для усиления надзора за указанной категорией лиц, в том числе за трудоустроенными у ИП.

По действующей редакции ч. 3 ст. 60.2 УИК осужденные к принудительным работам, находящиеся к моменту вступления приговора в законную силу под стражей, следуют в исправительный центр под конвоем. При этом согласно ч. 1 этой статьи осужденные к принудительным работам, находящиеся к моменту вступления приговора в законную силу на свободе, осужденные, в отношении которых принято решение о переводе в другой исправительный центр, а также осужденные, которым неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена принудительными работами, следуют за счет государства к месту отбывания наказания самостоятельно. В целях установления единого порядка следования осужденных к принудительным работам к месту отбывания наказания законопроектом предлагается исключить из УИК положения, регламентирующие следование под конвоем в исправительный центр осужденных к принудительным работам, находящихся к моменту вступления приговора в законную силу под стражей.

В связи с тем что принятие законопроекта потребует внесения изменений в нормативные правовые акты, предусмотрена отлагательная норма вступления его в силу: по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.

Адвокат АП Ставропольского края Александр Польченко полагает, что предлагаемые изменения в УИК свидетельствуют о возросшем значении такого вида наказания, как принудительные работы, о более широком применении судами этого наказания. «В целом это свидетельствует о либерализации наказаний и смягчении уголовной политики государства в сфере применения и назначения наказаний. Кроме того, привлечение ИП к процессу исправления осужденных наряду с организациями любой организационно-правовой формы свидетельствует либо о недостаточной вовлеченности таких организаций в трудоустройство осужденных к принудительным работам, т.е. о недостаточности мест для осужденных, либо о росте количества осужденных к принудительным работам», – считает адвокат.

Как полагает Александр Польченко, предлагаемые изменения закона будут способствовать более широкому применению наказания в виде принудительных работ, что, безусловно, отразится на росте производительности труда в сферах экономической и трудовой деятельности, непривлекательных для обывателей. «Очевидных трудностей в надзоре за осужденными к принудительным работам, привлекаемыми к труду у ИП, в случае внесения изменений в закон не усматривается, однако нельзя исключать недобросовестность предпринимателей в учете времени, отработанного осужденным, и в обеспечении им надлежащих условий труда», – указал он.

Адвокат поддержал предложение об исключении из УИК положений, регламентирующих следование в исправительный центр под конвоем осужденных к принудительным работам, находящихся к моменту вступления приговора в законную силу под стражей. В этом случае после вступления приговора в законную силу осужденный будет подлежать немедленному освобождению из-под стражи с вручением ему предписания о самостоятельном следовании в определенный исправительный центр, а также будут сняты вопросы зачета времени пребывания осужденного под стражей до его этапирования и времени самого этапирования осужденного в исправительный центр, пояснил Александр Польченко.

Адвокат, партнер ZKS Виктория Буклова подчеркнула, что трудовое воздействие является действенным средством не только исправления осужденных, но и одним из факторов, влияющих положительно на лиц, страдающих в той или иной степени психическими или психологическими отклонениями. Для лиц, осужденных к реальному лишению свободы, труд независимо от наличия или отсутствия таких отклонений важен еще и потому, что позволяет им после отбытия наказания в целом, в том числе и замененного впоследствии принудительными работами, адаптироваться к нормальной жизни и принять труд как нормальный способ обеспечения себя и своих близких, полагает адвокат.

«Учитывая, что назначение наказания и его замена иным видом осуществляются с учетом многих факторов, в том числе общественной опасности преступления и лица, его совершившего, то реально представляющим высокую степень опасности суд не станет назначать наказание в виде принудительных работ или заменять ими неотбытую часть более строгого наказания. Таким образом, полагаю, в действительности нет смысла в расходовании средств государства для доставления таких осужденных, даже если на момент вступления приговора в силу они находятся под стражей, к месту отбывания наказания в виде исправительных работ», – прокомментировала Виктория Буклова.

Однако она обратила внимание на то, что на качестве и объеме надзора за исполнением наказания в целях исключения злоупотреблений осужденными или в их интересах работодателями экономить не следует: «Он должен осуществляться в полной мере. Одновременно в той же степени должен быть обеспечен контроль за безусловным соблюдением прав осужденных, в том числе общественный».

Виктория Буклова поприветствовала идею привлечения ИП в качестве работодателей, так как бизнес ИП порой не только не уступает по масштабам иному юридическому лицу, а превосходит его в значительной степени по всем параметрам. По ее мнению, принятие поправок способствует развитию уголовно-исполнительной системы, компенсирует нехватку исправительных центров, увеличит возможности исправления осужденных путем назначения именно рассматриваемого вида наказания в количественном и качественном выражении. Она добавила, что выбор мест и видов работ определенно увеличится, что может принести только должный положительный результат от понесенного наказания в случае, если оно действительно заслуженное.

Управляющий партнер АБ FORTIS Вячеслав Земчихин заметил, что по своей сути работа у ИП ничем принципиально не отличается от работы на крупном предприятии: «Такой же рабочий день, заработная плата. Это однозначно будет способствовать укреплению и расширению института принудительных работ, которые являются прекрасной альтернативой лишению свободы для лиц, которые в значительной степени достигли исправления».

Вячеслав Земчихин также поддержал инициативу о следовании осужденных к принудительным работам к месту отбывания наказания без конвоя. «Раз уж государство доверяет гражданину и полагает, что последний никуда не скроется с места отбывания принудительных работ, то какой смысл задействовать государственные ресурсы в виде привлечения конвойной службы к его доставке к месту работы? При наличии выделенных средств на дорогу и понятной процедуры надзора он и сам вполне справится», – считает адвокат.
 

Источник: https://www.advgazeta.ru/novosti/osuzhdennym-k-prinuditelnym-rabotam-khotyat-pozvolit-truditsya-ne-tolko-v-organizatsiyakh-no-i-u-ip/

ВНИМАНИЕ!

Уполномоченным
по правам человека
в Иркутской области 
открыта ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
по вопросам
ЧАСТИЧНОЙ МОБИЛИЗАЦИИ

В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 

8-991-370-61-06

Наиболее часто встречающиеся
вопросы по этой теме в разделе
Уважаемые жители Иркутской области!
Адрес электронной почты
не предназначен 
для приема обращений граждан.
Для направления обращения
необходимо воспользоваться
 
Адрес местонахождения: 
г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 
дом 40, офис 807
 (Деловой центр "Собрание")
Почтовый адрес: 
664011, г. Иркутск, а/я 16.

Email: ombudsman38@mail.ru

Прием граждан сотрудниками аппарата Уполномоченного по правам человека в Иркутской области осуществляется с понедельника по четверг с 14 часов до 17 часов.

Личный прием 
Уполномоченным по правам человека в Иркутской области осуществляется по предварительной записи по телефону 43-14-06