[10/02/23] В Думу внесены поправки, направленные на гуманизацию уголовно-исполнительного законодательства

 

В частности, законопроекты предусматривают, что администрация места содержания под стражей обязана под расписку уведомлять подозреваемых и обвиняемых о применении аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора

 

Фотобанк Лори

Один из адвокатов указал, что с учетом периодической оптимизации штатной численности сотрудников пенитенциарных учреждений часть функций по надзору и охране обеспечиваются именно за счет технических средств. Вторая заметила, что в отношении женщин с детьми законопроект практически не претерпел изменений, но исключение законодательно установленных норм санитарной площади в камерах подозреваемых и обвиняемых женщин с детьми, а также исключение норм жилплощади для исправительных центров не улучшит условия содержания заключенных.

В Госдуму внесены проекты законов, направленных на гуманизацию уголовного и уголовно-исполнительного законодательства в части увеличения возраста ребенка, находящегося рядом с осужденной (обвиняемой) матерью, ограничения действия налогаемых на заключенных мер взыскания, а также касающиеся других изменений.

Законопроектом № 289099-8 предлагается внести изменения в УИК и Закон о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Так, в УИК уточнили, что к осужденным к принудительным работам, допустившим нарушения порядка и условий отбывания принудительных работ, администрация может отменить не «право проживания вне общежития», а «право проживания с семьей на арендованной или собственной жилой площади».

Кроме того, внесение поправок предусматривается в ст. 83 УИК, которая содержит указание на то, что администрация исправительных учреждений вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных. Данная статья не устанавливает, кто определяет перечень технических средств надзора и контроля. Предусматривается, что перечень будет устанавливать правительство, а порядок применения технических средств будет определять Минюст. При этом согласно поправкам в Закон о содержании под стражей порядок применения аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора в местах содержания под стражей будет определяться не только Минюстом, но и Минобороны.

 

Предлагаются участие дисциплинарных комиссий исправительных учреждений в решении вопросов применения к осужденным мер взыскания, перевода осужденных из одних условий отбывания наказания в другие, а также закрепление порядка создания указанных комиссий. Сейчас согласно ст. 87 УИК комиссия исправительного учреждения рассматривает вопросы перевода осужденных к лишению свободы из одних условий отбывания наказания в другие. Но так как фактически комиссии рассматривают вопросы, связанные с применением мер взыскания к осужденным, законопроектом предлагается законодательно закрепить полномочия комиссии.

Законопроектом также предлагается увеличить с трех до четырех лет возраст ребенка, находящегося в доме ребенка исправительного учреждения либо следственном изоляторе УИС. По мнению авторов законопроекта, это будет способствовать сохранению родственных связей женщин, отбывающих наказание в виде лишения свободы, а также женщин, содержащихся в следственных изоляторах УИС совместно с детьми. Кроме того, нахождение ребенка с матерью во время отбывания назначенного судом наказания стимулирует женщину к формированию в дальнейшем законопослушного поведения и обязанности по воспитанию ребенка, способствует дальнейшей ресоциализации после освобождения из мест лишения свободы.

Также проектом закона предлагается увеличить сумму для приобретения осужденными продуктов питания и предметов первой необходимости в размере, эквивалентном уровню инфляции за период с 2016 по 2021 г.

В Законе о содержании под стражей предлагается закрепить, что администрация места содержания под стражей обязана под расписку уведомлять подозреваемых и обвиняемых о применении аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора.

Авторы поправок заметили, что в Законе о содержании под стражей не установлены основания для снятия взыскания, наложенного на подозреваемого или обвиняемого. При этом суды, рассматривая вопрос об условно-досрочном освобождении осужденного или о замене ему неотбытой части наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания, учитывают в том числе имеющиеся у него взыскания, наложенные в период содержания под стражей, что может служить основанием для отказа в принятии положительного решения. Проект закона предусматривает введение сроков и условий снятия взыскания, наложенного на подозреваемого или обвиняемого. Кроме того, указывается, что если в течение года со дня отбытия дисциплинарного взыскания подозреваемый или обвиняемый не будет подвергнут новому взысканию, то он считается не имеющим взыскания. Для стимулирования социально полезного поведения подозреваемых и обвиняемых вводится мера поощрения в виде благодарности.

Законопроектом № 289090-8 вносятся поправки в ст. 79 «Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания», ст. 80 «Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания» и ст. 93 «Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания лицу, совершившему преступление в несовершеннолетнем возрасте» УК РФ, в которых предлагается предусмотреть возможность применения УДО и замены неотбытой части наказания более мягким его видом для женщин, осужденных за совершение преступлений небольшой тяжести, имеющих при этом детей до четырех лет, находящихся в доме ребенка исправительного учреждения.

В комментарии «АГ» адвокат филиала Волжского района г. Саратова Саратовской областной коллегии адвокатов Денис Вениционов посчитал, что в период стремительного роста информатизации и совершенствования технологий законодательство не должно оставаться в стороне. С учетом периодической оптимизации штатной численности сотрудников пенитенциарных учреждений часть функций по надзору и охране обеспечиваются именно за счет технических средств. «Да, несомненно, подозреваемые, обвиняемые и осужденные, содержащиеся в следственном изоляторе и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, по прибытии в учреждение в обязательном порядке под расписку должны уведомляться о применении в отношении них технических средств. Это совершенно логично, как, например, при проведении допроса в качестве обвиняемого или подозреваемого в совершении преступления, регламентированного Уголовно-процессуальным кодексом, в протоколе допроса указывается, какие технические средства применялись (видеосъемка, записывающие устройства и т.д.)», – посчитал адвокат.

Поправки в УИК в части изменения фразы «право проживания вне общежития» на «проживание с семьей на арендованной или собственной жилой площади» для осужденных к принудительным работам Денис Вениционов назвал логичными. «В соответствии с п. 6 ст. 60.4 УИК (в редакции от 29 декабря 2022 г.) следует, что осужденным к принудительным работам, не допустившим нарушений правил внутреннего распорядка исправительных центров и отбывшим не менее одной трети срока наказания, по их заявлению на основании постановления начальника исправительного центра разрешается проживание с семьей на арендованной или собственной жилой площади в пределах муниципального образования, на территории которого расположен исправительный центр», – заметил он.

Как заметила адвокат МКА «Адвокатское партнерство» Вера Гончарова, в отношении женщин с детьми законопроект практически не претерпел изменений, но исключение законодательно установленных норм санитарной площади в камерах подозреваемых и обвиняемых женщин с детьми, а также исключение норм жилплощади для исправительных центров не улучшит условия содержания заключенных. «Вероятно, новелла является следствием “освобождения” законодателя от “оков” европейских норм и правил», – указала она.

Приведение п. «б» ст. 60.14 УИК в соответствие с ч. 6 ст. 60.4 Кодекса Вера Гончарова назвала обычной юридической техникой, что можно только приветствовать, как и ряд уточнений в нормах, посвященных дисциплинарным взысканиям. «Самым ожидаемым событием после вступления в силу изменений в УИК, думаю, станет разработка типового положения о дисциплинарной комиссии исправительного учреждения (ч. 5 ст. 116 УИК)», – отметила Вера Гончарова. Адвокат надеется, что разработка такого положения не затянется на годы.
 

ИСТОЧНИК: https://www.advgazeta.ru/novosti/v-dumu-vneseny-popravki-napravlennye-na-gumanizatsiyu-ugolovno-ispolnitelnogo-zakonodatelstva/

ВНИМАНИЕ!

Уполномоченным
по правам человека
в Иркутской области 
открыта ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
по вопросам
ЧАСТИЧНОЙ МОБИЛИЗАЦИИ

В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 

8-991-370-61-06

Наиболее часто встречающиеся
вопросы по этой теме в разделе
Уважаемые жители Иркутской области!
Адрес электронной почты
не предназначен 
для приема обращений граждан.
Для направления обращения
необходимо воспользоваться
 
Адрес местонахождения: 
г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 
дом 40, офис 807
 (Деловой центр "Собрание")
Почтовый адрес: 
664011, г. Иркутск, а/я 16.

Email: ombudsman38@mail.ru

Прием граждан сотрудниками аппарата Уполномоченного по правам человека в Иркутской области осуществляется с понедельника по четверг с 14 часов до 17 часов.

Личный прием 
Уполномоченным по правам человека в Иркутской области осуществляется по предварительной записи по телефону 43-14-06