[05.06.2109] С 1 июня потребители по договорам ОСАГО, КАСКО, ДСАГО должны обращаться до суда к финансовому омбудсмену
Согласно Федеральному закону от 4 июня 2018 года № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» с 1 июня на страховые организации, осуществляющие обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, страхование средств наземного транспорта (за исключением железнодорожного) и добровольное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств возлагается обязанность организовать взаимодействие с уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг (финансовым уполномоченным). Перечисленные организации включаются Банком России в соответствующий реестр.
До предъявления страховщику, включенному в реестр, иска на сумму не более 500 000 руб. или иска, вытекающего из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения в рамках ОСАГО, потребитель, а также лицо, к которому перешло право требования потребителя, по общему правилу обязаны передать спор на рассмотрение финансового уполномоченного.
Необходимо учесть, что:
- финансовый уполномоченный рассматривает обращение потребителя финансовых услуг, если со дня, когда потребитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более 3 лет;
- до направления обращения финансовому уполномоченному необходимо обратиться с заявлением к страховщику, к которому у потребителя есть претензии. В случае если потребитель не получит ответ на свое заявление или полученный ответ его не устроит, он вправе направить обращение финансовому уполномоченному.
Также отметим, что если страховщик не включен в указанный выше реестр Банка России либо в перечень финансовых организаций, организовавших взаимодействие с финансовым уполномоченным на добровольной основе, потребитель вправе заявить свои требования в судебном порядке без направления обращения финансовому уполномоченному.
Обращение потребителя может быть направлено финансовому уполномоченному на бумажном носителе или в электронной форме (в том числе через личный кабинет на официальном сайте финансового уполномоченного или через портал госуслуг).
Рассмотрение обращений потребителей осуществляется финансовым уполномоченным безвозмездно. Исключение: подача обращения лицами, которым уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации. В этом случае плата за его рассмотрение финансовым уполномоченным будет составлять 15 000 руб. за каждое обращение.
Решение финансового уполномоченного необязательно для потребителя. В случае несогласия с таким решением потребитель вправе в течение 30 дней после дня его вступления в силу обратиться в суд с иском к страховщику в общем порядке. Если вступившее в силу решение финансового уполномоченного не будет исполнено страховщиком, финансовым уполномоченным может быть выдан исполнительный документ для его принудительного исполнения.
Отметим, что потребитель может направить обращение финансовому уполномоченному и в отношении договоров, которые были заключены до дня вступления в силу рассматриваемого закона – 03.09.2018 (услуг, которые были оказаны или должны были быть оказаны до этой даты).