[20.09.2019] Нужно ли обращаться к финансовому омбудсмену по старым договорам страхования

С 1 июня 2019 года страховые организации, осуществляющие деятельность по ОСАГО, ДСАГО и КАСКО обязаны организовать взаимодействие с уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг. Начиная с этой даты потребители до предъявления страховщику иска о взыскании денежных средств в размере, не превышающем 500 000 руб., либо иска, вытекающего из ненадлежащего исполнения страховщиком обязательств по договору ОСАГО (независимо от размера требований), должны обратиться за разрешением спора к финансовому уполномоченному.

Федеральный закон от 04.06.18 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» (далее Закон № 123-ФЗ), которым введен указанный порядок урегулирования споров, вступил в силу 3 сентября 2018 года. В соответствии с ч. 8 ст. 32 указанного закона потребители финансовых услуг вправе направить обращения финансовому уполномоченному в отношении договоров, которые были заключены до дня его вступления в силу (услуг, которые были оказаны или должны были быть оказаны до этой даты).

В связи с этим финансовый уполномоченный поясняет, что в отношении договоров, заключенных до 3 сентября 2018 года, соблюдение порядка урегулирования споров, предусмотренного Законом № 123-ФЗ, является правом потребителей. Последние вправе предъявить свои требования в судебном порядке без предварительного обращения к финансовому уполномоченному. Аналогичный вывод содержит апелляционное определение СК по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 31.07.2019 по делу N 33-5430/2019.

Однако другие суды считают, что процедура должна применяться в отношении всех предусмотренных данным законом требований, заявленных начиная с 1 июня 2019 года, независимо от даты заключения договора страхования (см., например, апелляционные определения СК по гражданским делам Архангельского областного суда от 12.08.2019 по делу N 33-4519/2019, Кемеровского областного суда от 08.08.2019 по делу N 33-9166/2019, Владимирского областного суда от 24.07.2019 по делу N 33-2965/2019). Кроме того, встречается точка зрения, в соответствии с которой Закон N 123-ФЗ не распространяется на договоры страхования, заключенные до 1 июня 2019 года (даты, с которой, как было отмечено, взаимодействие с финансовым уполномоченным стало обязательным для страховщиков и потребителей) (см. например, апелляционное определение СК по гражданским делам Кемеровского областного суда от 18.07.2019 по делу N 33-8261/2019, решения АС Приморского края от 16.08.2019 по делу N А51-14356/2019, АС Волгоградской области от 16.08.2019 по делу N А12-18829/2019).

ВНИМАНИЕ!

Уполномоченным
по правам человека
в Иркутской области 
открыта ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
по вопросам
ЧАСТИЧНОЙ МОБИЛИЗАЦИИ

В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 

8-991-370-61-06

Наиболее часто встречающиеся
вопросы по этой теме в разделе
Уважаемые жители Иркутской области!
Адрес электронной почты
не предназначен 
для приема обращений граждан.
Для направления обращения
необходимо воспользоваться
 
Адрес местонахождения: 
г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 
дом 40, офис 807
 (Деловой центр "Собрание")
Почтовый адрес: 
664011, г. Иркутск, а/я 16.

Email: ombudsman38@mail.ru

Прием граждан сотрудниками аппарата Уполномоченного по правам человека в Иркутской области осуществляется с понедельника по четверг с 14 часов до 17 часов.

Личный прием 
Уполномоченным по правам человека в Иркутской области осуществляется по предварительной записи по телефону 43-14-06