2 сентября 2008 г.

К 15 сентября минфин обещает подготовить очередной вариант поправок в Налоговый кодекс

К 15 сентября минфин обещает подготовить очередной вариант поправок в Налоговый кодекс

К 15 сентября минфин обещает подготовить очередной вариант поправок в Налоговый кодекс, касающихся трансфертного ценообразования. Федеральная антимонопольная служба, в свою очередь, намерена внести второй антимонопольный пакет: речь идет о введении уголовной ответственности за картельный сговор.

По данным ФАС в прошлом году было выявлено 1590 случаев злоупотребления доминирующим положением на рынке и 226 противозаконных картельных соглашений. Однако это лишь капля в море. Как заявил в одном из недавних интервью руководитель ФАС Игорь Артемьев, "у нас с картелями борьба почти не ведется". "Только в 2006-2007 годах появилось законодательное определение картеля и оборотные штрафы, - отметил он. - Но этого еще недостаточно, сейчас мы вносим поправки в Уголовный кодекс. Они позволят МВД вести прослушку подозреваемых в картельном сговоре, упростят сбор доказательств их вины. Ведь судье недостаточно видеть, что десять компаний одновременно подняли цены, ему нужны доказательства факта сговора. Понятно, что в большинстве случаев это должны быть магнитофонные записи переговоров, ведь бумаг на эту тему никто не подписывает". Сейчас доказать картельный сговор иногда удается на финансовых рынках - "доказательства находятся на кончике пера по отчетности компаний", "или мы раскрываем картель исключительно по глупости и неосмотрительности его участников", - отметил руководитель ФАС. Говоря об опасности картелей, глава ФАС подчеркнул, что "даже в США, где очень жесткое антикартельное законодательство, по их собственным оценкам, ежегодный ущерб от картелей превышает 300 миллиардов долларов". "В Европе ежегодно завершается около 40 судебных процессов против картелей с самыми маленькими штрафами в сотни миллионов евро.

А самый крупный составил 1,5 миллиарда евро за однократное вступление в сговор", - цитирует Игоря Артемьева РИА "Новости".

Для того чтобы приструнить картели, ФАС меняет свою структуру. В частности, образованы новые подразделения - управление по борьбе с картелями и управление информационных технологий. Предполагается, что управление по борьбе с картелями будет работать в тесном взаимодействии со структурными подразделениями, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением антимонопольного законодательства в отдельных сферах экономики, а также обеспечивать взаимодействие ФАС России и правоохранительных органов при расследовании картельных соглашений. (См. также стр. 7).

"Что касается ужесточения наказаний за картельный сговор, то в принципе мера очень хорошая. Но бороться с этим явлением не просто, доказать картельный сговор можно только через очень серьезные оперативно-разыскные мероприятия. Каждое дело занимает годы, приходится внедрять агентов, организовывать слежку и так далее", - говорит генеральный директор "ФинЭкспертиза" Агван Микаелян.

С другой стороны, в России на самом деле подготовлена почва, чтобы эти картели, во-первых, благополучно существовали, во-вторых, чтобы их деятельность было легко расследовать. "У нас очень много отраслей, которые весьма олигополичны. Олигополия - это когда несколькими ключевыми игроками контролируется тот или иной рынок. Когда есть всего несколько компаний им легче вступить в сговор", - отметил эксперт. "Правда, рыночная практика показывает, что это не так-то просто, потому что они борются за более сильное, монопольное положение. И во всех подобных соглашениях стараются друг друга, говоря на сленге, "кинуть". Те, у кого здоровые моральные принципы, чаще договариваются. И это самый идеальный вариант. Все делают одно и то же, а рынку приходится играть по их правилам", - подчеркивает он.

По мнению Агвана Микаеляна, изменения в законодательстве сами по себе ничего не решат, хотя бороться с картелями нужно. "Никому не охота переплачивать деньги, потому что три хороших парня между собой договорились взять с нас побольше. Вся экономическая наука говорит о том, что идеальный вариант для всех - держать одинаковую цену. Если один из них начинает задирать цену, то его сегмент рынка сужается. И дальше он может проиграть. Опускает цену - рынок расширяет, но при этом тоже можно потерять деньги. Ведь конкуренты могут поступить точно так же, и тогда уже все пострадают. А если они все вместе подняли цены, то они все и заработали. Такая схема работает во многих отраслях", - пояснил он.

При этом эксперты предупреждают о возможных перегибах, когда могут пострадать добросовестные предприниматели. Важно, чтобы действовала презумпция невиновности, предупреждают они, а решения не принимались лишь на том основании, что деятельность компании выглядит подозрительной. Ответственные органы должны брать на себя труд доказать, что картельный сговор действительно имеет место быть. Для этого есть все предпосылки. "У нас в распоряжении МВД есть новейшая аппаратура, профессиональные кадры, которые могут взять на себя эту работу. И закон, если хотя бы одно дело доведут до реальных доказательств, заработает в полную мощь", - считают эксперты.

Источник: "Российская Бизнес-газета" №668 от 26 августа 2008 г.

В рубрике: Новости    


Оцените:

ВНИМАНИЕ!

Уполномоченным
по правам человека
в Иркутской области 
открыта ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
по вопросам
ЧАСТИЧНОЙ МОБИЛИЗАЦИИ

В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 

8-991-370-61-06

Наиболее часто встречающиеся
вопросы по этой теме в разделе
Уважаемые жители Иркутской области!
Адрес электронной почты
не предназначен 
для приема обращений граждан.
Для направления обращения
необходимо воспользоваться
 
Адрес местонахождения: 
г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 
дом 40, офис 807
 (Деловой центр "Собрание")
Почтовый адрес: 
664011, г. Иркутск, а/я 16.

Email: ombudsman38@mail.ru

Прием граждан сотрудниками аппарата Уполномоченного по правам человека в Иркутской области осуществляется с понедельника по четверг с 14 часов до 17 часов.

Личный прием 
Уполномоченным по правам человека в Иркутской области осуществляется по предварительной записи по телефону 43-14-06