3 июля 2009 г.

Будьте внимательнее в супермаркетах

Будьте внимательнее в супермаркетах


Когда в Иркутске появились первые супермаркеты, к ним было особое доверие: считалось, что в этих современных магазинах продаётся только качественный товар, а обман покупателей в принципе исключён, поскольку сумму в чеке определяет не продавец, а компьютер.
Однако новые технологии продаж породили новые технологии обмана, и работники супермаркетов научились обсчитывать и обвешивать народ не хуже уличных торговцев.
"Развод" в фирменной упаковке

В настоящее время, когда самым широко употребляемым словом является "кризис", а финансовое положение многих семей оставляет желать лучшего, тема "развода на деньги в супермаркете" звучит особенно актуально. Ведь далеко не каждый готов выбросить в урну вместе с несвежим салатом 50-100 рублей или растопить в микроволновой печи 300 граммов льда по цене форели.
Но, увы, сегодня никто не застрахован от подобного рода "уловок", поскольку контроль за качеством продукции, реализуемой в наших супермаркетах, практически отсутствует. Оказывается, Роспотребнадзор в последний раз проверял эти торговые предприятия лишь в первом квартале 2008 года. И выявил немало нарушений. Например, не во всех супермаркетах были предусмотрены отдельные помещения для фасовки овощей и других продуктов. Часто торты или колбасные изделия хранились не в холодильнике, а на обычной витрине, нарушался температурный режим и при реализации консервов, соков. Обычным делом считалось продавать молочную продукцию, кондитерские изделия и мясные полуфабрикаты с истёкшим сроком годности. Кроме того, комиссия встречала на прилавках овощи, фрукты, колбасы и пельмени без документов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность. Нередко владельцев супермаркетов штрафовали за доставку в магазин салатов в заправленном виде, в полиэтиленовых пакетах, без маркировки, а также за реализацию кулинарных изделий без указания на упаковке часа и даты выработки.
Торговле "развязали руки"

Я сомневаюсь, что сегодня что-то изменилось в лучшую сторону. Об этом знают и сотрудники Роспотребнадзора, однако в 2009 году плановых рейдов по повторной проверке супермаркетов они проводить не будут. Комиссия может наведаться в магазин лишь в том случае, если в Роспотребнадзор поступит письменное заявление от покупателя. Дело в том, что с 1 мая 2009 года вступили в силу изменения, внесённые в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Данные изменения призваны облегчить существование частных предприятий и дать возможность малому бизнесу свободно развиваться.

Владельцам сетей супермаркетов это только на руку. По сути, им дан зелёный свет для получения прибыли любыми путями, в том числе путём обмана потребителей. А как ещё сейчас выживать, гасить кредиты, взятые несколько лет назад, когда и намёка на кризис не было?! Вот работники торговли и выдумывают всё новые и новые способы "развода" покупателей. Вот лишь некоторые из них.
Просроченное - вперёд. Обращали ли вы внимание на то, что свежий йогурт всегда задвинут в конец полки, а упаковка с истекающим сроком годности стоит впереди? Та же самая история с остальной молочной продукцией, кондитерскими изделиями, консервами и полуфабрикатами. Эта уловка рассчитана на тех, кто не глядя кладёт продукты в корзину.

Завтрашний торт. Однажды моя приятельница поздно вечером заехала в супермаркет и купила торт, который через пластмассовую упаковку выглядел достаточно привлекательно. Когда семья приступила к чаепитию, то обнаружила сверху глазури пушистую плесень. Кинулись смотреть ярлык: оказалось, что на нём пробито завтрашнее (?! ) число. Просто продавцы с вечера приклеивают на продукты, которые обязательно должны быть первой свежести (торты, хлеб, куры, рыба), новые ценники с новой датой. А когда, к примеру, срок годности конфет в коробке подходит к концу, упаковки вскрывают и фасуют конфеты заново, проставляя на упаковке новую дату. Неменьшие опасения вызывает мясная нарезка в супермаркетах, на ней, как правило, стоит сегодняшняя дата, но какой свежести эта колбаска - большой вопрос.

Лёд вместо рыбы. "Недавно купила в супермаркете филе минтая. Пришла домой, стала размораживать - мало того, что рыба в воде вымоченная, так ещё с двух сторон обложена толстыми кусками льда. В общем, из 450 г "рыбы", за которую я заплатила, рыбы было граммов 200", - жалуется обманутая покупательница.
Салат с душком. Бывает, что продавцы смешивают свежие салаты с непроданными старыми, поэтому в сегодняшнем "Оливье" запросто могут оказаться куски позавчерашнего. Если учесть, что по нормам салаты из сырых овощей и фруктов с заправкой хранятся 12 часов, с добавлением яиц - 6 часов, то такой "смешанный" салат представляет настоящую опасность для жизни. Кстати, если салаты делаются в самом супермаркете, то для их приготовления берутся продукты с истекающим сроком годности.
Лишняя покупка. Эта "уловка" действует уже на кассе - продавец будто бы случайно прокатывает штрихкод товара не один, а два раза. Мало кто заметит, что в чеке напротив позиции "молоко" появилась цифра 2 вместо 1. В этом случае, чем длиннее ваш чек, тем больше вероятность быть обманутым.
Игра со штрихкодами. Иногда кассир набирает коды вручную, поэтому легко может ввести код более дорогого товара. Примерно такие же трюки проделывают продавцы овощных и колбасных отделов. Кладя на электронные весы, к примеру, кочан капусты, продавец набирает код апельсинов и взвешивает капусту по цене фруктов.

Цена на кассе отличается от обещанной ценником. В такой ситуации кассир обычно делает удивленные глаза и говорит, что покупатель видел устаревший ценник, который якобы не успели поменять.
- Вам обязаны продать товар по той цене, которая указана на ценнике, - комментирует начальник отдела защиты прав потребителей Комитета по потребительскому рынку администрации Иркутска Виктор Низовцев. - Информация, указанная на ценнике, должна быть достоверной, так она служит основанием для заключения договора купли-продажи. Если кассир отказывается продавать товар по низкой цене, то нужно зафиксировать спорную ситуацию в книге жалоб и предложений, вызвать администратора, который обязан на месте разрешить ситуацию. Если не удастся разойтись мирным путём, обращайтесь в отдел защиты прав потребителей.

Источник: «Аргументы и факты», №26 (631), 24 июня 2009 года

В рубрике: Новости    

ПнВтСрЧтПт СбВс 30 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 1 2 3