25 августа 2020 г.
Сотрудники аппарата Уполномоченного обратились к председателю Законодательного Собрания Иркутской области об урегулировании вопросов финансирования за счет средств областного бюджета обязательств по обеспечению жильем инвалидов
На рассмотрение к Уполномоченному по правам человека в Иркутской области регулярно поступают обращения от граждан, страдающих заболеваниями, указанными в перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. К таким заболеваниям относятся туберкулез, злокачественные образования, хронические и затяжные психические расстройства, эпилепсия, заболевания, осложненные гангреной конечностей, гангрена и некроз легкого, абсцесс легкого, тяжелые хронические заболевания кожи, кишечные и урогенитальные свищи.
Граждане, страдающие указанными заболеваниями, в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, однако не могут его реализовать ввиду отсутствия свободного муниципального жилого фонда и непоступления в бюджет органов местного самоуправления финансирования на указанные цели.
Как правило, такие граждане являются инвалидами либо их заболевание предполагает, в случае прохождения ими медико-социальной экспертизы, присвоение группы инвалидности.
Дело в том, что в настоящее время законодательством Российской Федерации установлены различные правовые механизмы обеспечения жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в зависимости от времени постановки на учет указанных граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Те из них, кто встал на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями до 1 января 2005 года (до принятия нового Жилищного кодекса Российской Федерации), обеспечиваются жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, а те же, кто встал на этот учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
При этом федеральное законодательство, определяющие право таких граждан на получение в пользование во внеочередном порядке жилых помещений по договорам социального найма, в свою очередь не возлагает соответствующих обязанностей на органы власти по решению и финансовому обеспечению данных задач.
Таким образом, на настоящий момент отсутствует законодательное регулирование вопросов финансирования расходов на обеспечение инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет нуждающихся после 1 января 2005 года, жилыми помещениями.
В Иркутской области сложилась тенденция, что указанные вопросы разрешаются исключительно в судебном порядке по инициативе граждан, которые предъявляют иски к органам местного самоуправления об обязании представить им жилые помещения, а те, в свою очередь, обращаются в арбитражный суд о взыскании с министерства финансов Иркутской области понесенных ими расходов, связанных с предоставлением гражданам жилых помещений.
Указанные обстоятельства, по мнению сотрудников аппарата Уполномоченного, приводят к прямому нарушению прав инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, а сложившийся в нашем регионе механизм возмещения в судебном порядке расходов, понесенных муниципалитетом в рамках исполнения судебных решений, приводит к длительному и недопустимому нарушению прав данной категории граждан на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
В связи с изложенным сотрудники аппарата Уполномоченного обратились к председателю законодательного Собрания Иркутской области Ведерникову А.В. с просьбой рассмотреть возможность законодательного урегулирования вопросов финансирования расходов по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан.
В рубрике: Новости