21 июля 2009 г.
МВД утвердило нормы вежливого обращения с задержанными
МВД утвердило нормы вежливого обращения с задержанными
"Российская газета" публикует новые правила поведения милиционеров в дежурной части, которые ввел своим приказом министр внутренних дел (с. 15). Вернее, установлен более жесткий контроль над всеми сотрудниками, которые разбираются с гражданами, доставленными в отделение.
В мельчайших деталях прописаны все действия и процедуры. Но самое главное, все эти "упражнения" милиционеры обязаны скрупулезно фиксировать в специальной книге учета. И не дай бог проверяющие, особенно из прокуратуры, найдут какие-то несовпадения - мало никому не покажется.
Смысл приказа - в наведении элементарного порядка в милицейских подразделениях, наиболее приближенных к народу. Кстати, такую линию Рашид Нургалиев проводит давно и целенаправленно. Достаточно вспомнить приказ, изданный совместно с Генпрокуратурой, об обязательной регистрации всех, абсолютно всех обращений граждан в правоохранительные органы. После этого стало уже невозможно отмахнуться от жалобы какой-нибудь старушки, спустить на тормозах труднораскрываемое дело или "не заметить" преступление нужного человека.
Тогда это многим показалось не очень удобным - резко подскочила негативная статистика, была подпорчена отчетность - всплыли скрываемые от руководства происшествия, нераскрытые преступления.
Но зато появилась возможность честно говорить о существующих проблемах. И решать их.
Теперь сделан очередной шаг - под пристальным взглядом оказались милицейские "дежурки". Не секрет, что для многих людей привод в милицию - суровое испытание. Известны случаи, когда с задержанными обращались жестоко. Достаточно вспомнить странную смерть бывшего подводника Пуманэ, у которого в автомобиле обнаружили взрывчатку. Его так настойчиво допрашивали, что не выдержало сердце.
Утвержденное приказом министра "Наставление о порядке исполнения обязанностей и реализации прав милиции в дежурной части органа внутренних дел РФ после доставления граждан" должно исключить подобные "эксцессы". В документе четко прописано, где, как и в каких случаях допрашивать и содержать людей, которых привезли патрульные или оперативники. Скажем, разговаривать с задержанным человеком можно только в специальной комнате. Там он сможет прочитать о своих правах и обязанностях, там должны быть адреса и телефоны, по которым он может пожаловаться. То есть никак не в клетке с решетками, именуемой в народе "обезьянником".
По просьбе задержанного оперативный дежурный обязан сообщить о происшествии родственникам, адвокату или на работу. И, если необходимо, оказать первую медицинскую помощь и вызвать "скорую".
Любопытно, что наставление подробно инструктирует о содержании выпивох и наркоманов. Их рекомендовано отправлять в медицинские учреждения, в том числе вытрезвители. Оставлять их отсыпаться в милиции можно, если на подведомственной территории таких заведений нет. Или если человек подозревается в преступлении - пусть трезвеет для допроса.
Особое внимание в наставлении уделено несовершеннолетним. К сожалению, они все чаще оказываются в милиции. Причем не только беспризорники, но и малолетние хулиганы из благополучных семей. Раньше привод в дежурку обкуренного или попавшегося на воровстве мальчишки создавал кучу неудобств - где его держать (вместе со взрослыми бомжами?), куда или кому передать? Бывало так, что его просто отпускали. Теперь же милиционеры обязаны установить тех, кто отвечает за парня, - родителей, опекунов, воспитателей, преподавателей. И уже с этих "отвечающих" пойдет серьезный спрос.
Еще новация - недвусмысленное требование к милиционерам быть вежливыми с людьми, даже если те задержаны по серьезным подозрениям. Если человека "повязали" по ошибке - немедленно отпустить и обязательно извиниться. Когда-то это подразумевалось как норма. Но сейчас потребовалось директивное указание.
Более того, наставление учит сотрудников, как и в какие сроки давать ответы людям по интересующим их вопросам. Если оперативный дежурный не может сам что-то пояснить человеку, то он обязан переключить его на более компетентного специалиста или дать его номер телефона. Правда, весь разговор может длиться не более пяти минут.
Ссылка: Как правильно вести себя человеку, попавшему под милицейский "пресс"
Эта статья является комментарием к:
Источник: "Российская газета" - Федеральный выпуск №4955 (131) от 17 июля 2009 г.
В рубрике: Новости