19 марта 2008 г.

14 марта 2008 года состоялся «Круглый стол» по теме «Проблемы гражданского контроля над эффективностью работы правоохранительных органов на территории Иркутской области»

14 марта 2008 года состоялся «Круглый стол» по теме «Проблемы гражданского контроля над эффективностью работы правоохранительных органов на территории Иркутской области». Мероприятие проводилось по инициативе Общественной палаты Иркутской области. В работе «Круглого стола» принимали участие члены Общественной палаты, представители Законодательного собрания Иркутской области, Аппарата Уполномоченного по правам человека в Иркутской области, Комиссии по правам человека при администрации Губернатора Иркутской области, прокуратуры Иркутской области ГУВД, УФСБ, ГУФСИН, УФМС по Иркутской области, общественных организаций.

С вступительным словом выступил Плахотнюк Вячеслав Александрович, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты Иркутской области по вопросам законности, правам человека, общественному контролю над деятельностью правоохранительных органов, Вооруженных сил. Он обозначил цели и задачи «Круглого стола», заключающиеся в обсуждении актуальных проблем общественного контроля над деятельностью правоохранительных органов.

 

 

 

Затем выступил с докладом Базархандаев Амгалан Ринчинович, член Комиссии Общественной палаты, генеральный директор РА «Аист». Он затронул проблемы обеспечения гласности, как способа контроля за деятельностью правоохранительных органов. Он высказал озабоченность тем, что через СМИ производится «зомбирование» населения путем регулярного показа репортажей, передач, сюжетов об убийствах, совершаемых преступлениях и упомянул слова Министра внутренних дел Рашида Нургалиева о том, что в течение 74 часов в неделю телевидением транслируются передачи на криминальную тематику - «Создается такое впечатление, - сказал он, - что человек рождается для того, чтобы либо совершить преступление, либо раскрыть его. И такие программы продолжают появляться». Докладчик сообщил, что одной из причин сложившейся ситуации, по его мнению, является деятельность пресс-служб правоохранительных органов. Именно ими регулируется весь информационный поток по деятельности правоохранительных органов. Он отметил, что в настоящий момент сложилась практика сотрудничества СМИ с пресс-службами на основании договора, в связи, с чем возникает много проблем. У телекомпаний отсутствует равноправный доступ к информации. Эксклюзивные сведения можно получить только на возмездной основе или же, имея личные контакты с интересующими людьми. Подобные материалы журналисты могут взять только из пресс-служб, поэтому они вынуждены сотрудничать на предлагаемых условиях.

Была высказана озабоченность тем, что руководители правоохранительных органов зачастую отказываются выступать лично в прямом эфире. Он также отметил, что большое количество граждан обращается в СМИ с жалобами на действия правоохранительных органов. СМИ направляет запросы, но ответов, как правило, не получает, и лишь в редких случаях приходят формальные отписки.

Им была отмечена работа пресс-службы ГУФСИН, которая дает только позитивные новости, что является другой крайностью, в то время, как все должно быть объективно, реально, уравновешенно.

В завершении своего доклада, выступавший высказал мнение, что нельзя категорично обвинять в сложившейся ситуации только пресс-службы. Инициаторами часто выступают сами журналисты в погоне за «жареными фактами». Он выразил надежду на осуществление тесного сотрудничества, сославшись на слова начальника ГУВД: «Взаимодействие со СМИ дает возможность правоохранительным органам объективно оценивать свою работу».

Затем выступил Антонов Алексей Алексеевич, начальник ГУВД Иркутской области.

Он высказал категорическое несогласие с фактом существования коррупции в пресс-службе, так как там работают высококвалифицированные специалисты, профессионалы в своем деле. Также он отрицал нежелание руководителей правоохранительных органов выступать в прямых эфирах. Начальник ГУВД сообщил, что такая позиция связана с тем, что зачастую информация о ходе расследования преступления может помочь скрывающемуся преступнику, или же может быть использована вопреки интересам правоохранительных органов. Поэтому информация дается в сжатом виде, включая только факты.

Представляя результаты деятельности по содействию работе с населением А. А. Антонов сообщил, что у ГУВД имеется круглосуточный телефон доверия (21-68-68), а также общественная приемная, где все поступающие заявления и жалобы контролируются им лично, и рассматриваются в установленные сроки. В последнее время наблюдается положительная тенденция по снижению числа жалоб на действия милиции. В прошлом году в приемную обратилось 547 человек, по данным статистики, количество жалоб снизилось на 32,2 %. По итогам 2007 года, органами внутренних дел раскрыта 41 тысяча преступлений, что на 7 тысяч больше, чем в прошлом году; нанесен существенный удар по криминальным группировкам, раскрыто 558 преступлений, совершенных ими, 9 выявлено по ст. 209 УК РФ (бандитизм), 6 из них направлены в суд, многие участники осуждены на длительный срок. За 4 года 40 банд прекратили свое существование, в т.ч. известная банда Скрипкина. В этом, безусловно, личные заслуги сотрудников правоохранительных органов. На данный момент большое внимание уделяется также борьбе с коррупцией во властных структурах.

Начальник ГУВД заявил, что при общении со СМИ нужно строго соблюдать закон и не раскрывать запрещенную информацию. Он сам лично тесно сотрудничает с «Областной газетой» и другими СМИ. Регулярно информацию предоставляют его заместители, начальники спецподразделений: УБОПА, УБЭПА и т.д. В планах главка создать Общественный совет при ГУВД, в компетенцию которого будет входить разработка стратегии взаимодействия со СМИ, организация обратной связи между населением и милицией. До 1 мая будет создан сайт ГУВД Иркутской области с разделом для обращений граждан.

Затем Антонов А.А. высказался о проблемах в органах милиции.

Милиция несет основную нагрузку, так как непосредственно участвует в борьбе с преступностью, в охране правопорядка, при этом представляя лицо государства перед гражданами.

Органы внутренних дел не были подвергнуты глобальным реформам в отличие от других органов, в чем есть как свои плюсы, так и свои минусы. Было усовершенствовано материально-техническое обеспечение, произведено оснащение современной техникой, что позволяет лучше раскрывать преступления, увеличена зарплата сотрудников и т.д. Но, что касается непосредственно нашего региона, решение всех вопросов на порядок отстает. В среднем по стране зарплата рядового милиционера составляет 12-14 тысяч рублей, тогда, как у нас 9-11, при этом в прокуратуре оплата выше в 2-3 раза. Самостоятельно, в масштабах области, здесь изменить ничего нельзя, но говорить об этом надо, так как, будучи коллегами по оружию, рядовые сотрудники испытывают на себе эту разницу очень значительно.

Особо сложная ситуация сложилась в сельской местности. В частности, после объединения с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом, решение всех задач легло на плечи областной милиции. Начальник ГУВД обратил внимание на решение проблемы диспропорции в финансировании милиции из федерального бюджета и на местном уровне.

Он выделил приоритеты деятельности органов внутренних дел области, включающие в себя:

1) уголовную репрессию, наказание;

2) предупреждение преступности.

Сегодня главное внимание уделяется предупреждению преступлений, но не создано единой концепции правовой политики, что создает значительные препятствия для эффективной работы. В частности, большой проблемой оказалось принятие законодательного акта, исключившего конфискацию имущества. Только через 3-4 года удалось доказать, что это ошибка, и сейчас эта норма существует в усеченном виде. Это был существенный удар по юридической науке и практике.

Начальник ГУВД сообщил, что показатели раскрываемости преступности на протяжении последних лет остаются неизменными, что является иногда результатом умелого манипулирования статистикой, поскольку по-прежнему сохраняется негативная тенденция сокрытия преступлений от учета.

Было отмечено, что остро ощущается нехватка кадров среди рядовых сотрудников милиции. Это является следствием низкой заработной платы. Чтобы прокормить семью, сотрудники вынуждены обращаться за помощью к бизнес-структурам, что далеко не всегда происходит на безвозмездной основе.

Еще один актуальный вопрос, требующий разрешения, это участие сотрудников ГУВД области в обеспечении правопорядка в Чеченской республике. Уезжая туда на полгода службы, они сталкиваются там с другой психологией людей, другой культурой. По возвращении домой, для них не создаются соответствующие условия реабилитации, в связи с чем, настрой на постоянную борьбу сохраняется. Этим сотрудникам нужна психологическая помощь в период адаптации к обычным условиям службы и, безусловно, материальное вознаграждение.

Начальник ГУВД полагает, что задача общественности – видеть эти проблемы и объективно оценивать условия работы системы.

Мельник Сергей Анатольевич, заместитель председателя комиссии по правам человека при Губернаторе Иркутской области, высказался о необходимости информирования граждан, о том, что нужно давать им основы правовых знаний, разъяснять права, которыми они обладают.

Ковалев Владимир Васильевич, начальник информационно-правового отдела аппарата Уполномоченного по правам человека в Иркутской области, констатировал, что количество обращений граждан в органы государственной власти растет, что является следствием роста нерешенных проблем. Эти проблемы имеют длительный срок рассмотрения, который может исчисляться годами. Все это выявляет дефекты в деятельности правоохранительных органов и органов государственной власти.

Им было сказано, что существует опыт общественного контроля, как в России, так и за рубежом. Необходимо заниматься анализом наработанного, выявлением положительных тенденций и адаптацией этого к нашим условиям. Гражданский контроль должен быть явлением всеобъемлющим, а не только за деятельностью правоохранительных органов. Целью его является создание правового общества, совершенствование политического управления. Были сформулированы следующие задачи гражданского контроля:

1) осуществление обратной связи между государственным аппаратом и гражданами;

2) направление политики государства в интересах общества;

3) повышение общественной активности граждан;

4) самоорганизация граждан;

5) определение программы и механизмов деятельности;

Выступавший обратился к Общественной палате с предложением взять на себя разработку Концепции гражданского контроля в Иркутской области, с последующим внесением её на рассмотрение Законодательного собрания для утверждение и выработки плана конкретных мер по её реализации.

В конце дискуссии выступил старший помощник прокурора Иркутской области Парцей Петр Николаевич. Он сообщил, что имеющаяся вертикальная система ведомственного контроля в правоохранительных органах достаточна, что прокуратура достаточно эффективно осуществляет надзор за деятельностью правоохранительных органов. Исходя из этого, он заявил, что разрабатывать концепцию гражданского контроля над правоохранительными органами нет необходимости. По его мнению, нужно организовать реальную помощь незащищенным слоям населения и всем, нуждающимся в этом гражданам, а контроля достаточно и государственного. Что касается свободы слова, то ее необходимо правильно трактовать, и, обнародуя какие-либо факты, искать причинно-следственную связь случившегося, прослеживать развитие события.

В рубрике: Новости    


Оцените:
ПнВтСрЧтПт СбВс 24 25 26 27 28 29 30 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 1 2 3 4