21 декабря 2011 г.

ПРАВО НА ОБРАЩЕНИЕ

ПРАВО НА ОБРАЩЕНИЕ

Правовой ликбез помогает правильно строить свои отношения с органами власти

10 декабря весь мир отметил День прав человека. Именно в это день в 1948 году Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций была принята Всеобщая декларация прав человека, которая является основополагающим международным документом в сфере прав человека. Не требует доказательств тот факт, что люди очень мало знают о своих правах, о том, как ими можно пользоваться и куда обращаться, если они нарушены. Для того чтобы восполнить этот пробел, мы будем рассказывать о наших правах и как ими пользоваться. О первом и очень важном праве граждан на обращение нам рассказал Владимир Ковалев, руководитель аппарата уполномоченного по правам человека в Иркутской области.

— Термин «права человека» известен каждому, а вот его содержание, к сожалению, многие представляют себе не очень хорошо. Мы считаем это одной из причин многочисленных нарушений прав человека в нашей стране и в регионе в частности. Поэтому уполномоченный по правам человека считает правовое просвещение одним из важных направлений в своей работы.

Рассказ о наших правах начнем с права на обращение. Люди очень часто пользуются этим правом, порой не подозревая, что возможность обращения в тот или иной орган власти базируется на статье 33 Конституции РФ. В целях развития этой нормы в 2006 году в стране был принят Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» № 59-ФЗ. Кроме этих законодательных актов существует множество других правовых актов, которые так или иначе регулируют вопросы реализации гражданами права на обращение. Самое важное, что необходимо знать всем, — каждый имеет право обращаться в любой государственный или муниципальный орган по тем вопросам, которые входят в его компетенцию. Отказ в приеме обращения запрещен.

Законодательством установлено, что обращения граждан делятся на три вида: заявление, предложение и жалоба. В заявлении человек обычно излагает просьбу о совершении органами власти каких-либо действий в его интересах. В предложениях люди формулируют свои рекомендации по совершенствованию законов или деятельности органов власти. В жалобах граждане просят защитить или восстановить нарушенное право. Обращения граждан могут быть как письменными, так и устными. Все люди имеют право изложить устно свое обращение во время частного приема, который обязаны регулярно проводить руководители государственных и муниципальных органов. Мы рекомендуем гражданам общаться с органами власти только письменно. Имея на руках ответ на свое обращение, человек имеет возможность проверить его законность и обоснованность, а также в случае необходимости использовать как доказательство. Обращение гражданина должно быть рассмотрено в 30-дневный срок. Закон обязывает органы власти давать ответ по существу поставленного вопроса. Нарушение этого срока, отсутствие ответа или ответ не по существу являются нарушениями конституционного права гражданина. В таком случае человек может обжаловать это, обратившись в прокуратуру или в суд. Обращаем внимание, что нарушение этого права предусматривает также возмещение морального вреда. Из этого следует, что чем конкретнее мы будем формулировать свой вопрос или предложение, тем более четкий ответ мы имеем право получить.

Реализация многих прав связана с необходимостью обращения в государственные или муниципальные органы, и во многих случаях, если человек своевременно не обратился с важным для него вопросом, ничего и не происходит. Например, семья проживает в ветхом жилье. При этом люди полагают, что поскольку о состоянии жилища местная администрация информирована, то она и будет принимать соответствующие меры. В теории это может быть и так, но на практике иначе. До тех пор, пока граждане не обратятся с соответствующим заявлением в местную администрацию, ничего не будет происходить. А когда такое обращение поступает и в нем правильно сформулирована просьба, муниципальные власти будут вынуждены отреагировать на это обращение и дать на него письменный ответ, за который несут юридическую ответственность. То же самое можно сказать и о других сферах нашей жизни. Например, столкнувшись с невнимательным отношением врача в поликлинике или недостатками в работе образовательного учреждения, необходимо подать письменную жалобу. В этом случае у нас есть шанс, что обращение будет рассмотрено, будут приняты адекватные меры, а подобная ситуация не повторится. К сожалению, граждане довольно часто безропотно сносят нарушения их прав. Столкнувшись с бездействием или хамством чиновников, многие, повозмущавшись в кругу близких, оставляют это без последствий. К сожалению, наша пассивность — одна из причин нарушения прав человека. К слову, право на уважение человеческого достоинства (статья 21 Конституции РФ) — это тоже одно из фундаментальных прав человека. Теперь несколько слов о том, как правильно подготовить обращение в органы власти.

Во-первых, в этом документе должно быть четко указано, к кому или куда человек обращается, а также его ФИО, адрес места жительства и телефон (если есть). Во-вторых, в тексте обращения необходимо кратко изложить те обстоятельства, которые послужили причиной обращения. В-третьих, события лучше всего излагать в хронологическом порядке, кратко указывая, что где происходило и какие лица в этом участвовали. В-четвертых, после изложения фактов необходимо указать, в чем состоит нарушение прав. И наконец, в конце обращения необходимо четко сформулировать суть просьбы или предложения. Факты, о которых сообщается, желательно обосновать ссылкой на документы. Если вы ими располагаете, то следует приложить к обращению копии. В обращении обязательно должны быть подпись и дата.

Уполномоченный советует гражданам подавать обращение в органы власти непосредственно и по возможности получать на втором экземпляре отметку о его принятии, с указанием даты, фамилии и инициалов, должности лица, его принявшего. Однако в некоторых государственных органах, согласно внутренним инструкциям, не предусмотрена такая возможность. Например, в прокуратуре людям предлагают просто опустить обращение в специальный ящик. В таких случаях, если документ важный и вам нужны доказательства его подачи, лучше всего воспользоваться услугами почтовой связи и отправить обращение заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.

Таковы в общем виде наши рекомендации, но при этом следует сказать, что в отдельных случаях установлен иной порядок рассмотрения обращений. Например, заявление о преступлении рассматривается правоохранительными органами в соответствии с нормами уголовно-процессуального закона. Для того чтобы обжаловать действия судебного пристава, требуется руководствоваться законом об исполнительном производстве. Особый порядок работы с обращениями граждан установлен в судебной системе, что объясняется требованиями процессуального законодательства.

Уполномоченный надеется, что эта информация поможет читателям правильно строить свои отношения с органами власти. В дальнейшем мы планируем рассказать и о других наших правах.

Источник: «СМ Номер Один» номер 49 от 15 декабря 2011 года

В рубрике: Новости    


Оцените:

ВНИМАНИЕ!

Уполномоченным
по правам человека
в Иркутской области 
открыта ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
по вопросам
ЧАСТИЧНОЙ МОБИЛИЗАЦИИ

В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 

8-991-370-61-06

Наиболее часто встречающиеся
вопросы по этой теме в разделе
Уважаемые жители Иркутской области!
Адрес электронной почты
не предназначен 
для приема обращений граждан.
Для направления обращения
необходимо воспользоваться
 
Адрес местонахождения: 
г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 
дом 40, офис 807
 (Деловой центр "Собрание")
Почтовый адрес: 
664011, г. Иркутск, а/я 16.

Email: ombudsman38@mail.ru

Прием граждан сотрудниками аппарата Уполномоченного по правам человека в Иркутской области осуществляется с понедельника по четверг с 14 часов до 17 часов.

Личный прием 
Уполномоченным по правам человека в Иркутской области осуществляется по предварительной записи по телефону 43-14-06