[08/09/20] Реализация права на образование лицами, из числа коренных малочисленных народов

Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. На конституционном уровне гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Российская Федерация в соответствии с ч. 5 ст. 43 Конституции России также поддерживает различные формы образования и самообразования. Кроме того, в Конституции закрепляются основы использования национальных языков, определяющие возможности реализации права на образование в соответствии с взятыми международными обязательствами:

– право каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч. 2 ст. 26);

– право, гарантированное народам России, на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (ч. 3 ст. 68);

– права коренных малочисленных народов, гарантированные Российской Федерацией, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (ст. 69).

Вместе с тем в отношении реализации права на образование коренными малочисленными народами сохраняются проблемы, связанные как с возможностями получения лицами из числа коренных малочисленных народов образования в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования, так и с реализацией права на получение образования на родном языке. В Российской Федерации язык образования установлен в статье 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в которой определено, что в Российской Федерации гарантируются получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. При этом законодательство об образовании выделяет две самостоятельные части при реализации конституционного права на получение образования на родном языке.

Во-первых, это право на получение образования на родном языке из числа языков народов России;

Во-вторых, право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании.

При этом реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также наличием условий для их функционирования. Также установлено наличие федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов при преподавании и изучении родного языка из числа языков народов Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ. Таким образом, специального упоминания в рамках данных положений об особом «статусе» в отношении возможностей изучения родных языков из числа языков коренных малочисленных народов нет.

Положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ориентированы на принцип добровольности при изучении языков народов России, в том числе языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в тех субъектах Федерации, где они имеют статус государственного. В законодательство были введены два основных положения.

Первое касалось федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего и основного общего образования. Они должны обеспечить возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка.

Второе положение касалось свободного выбора языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации.

Вместе с тем отсутствие достаточно сформированного, самостоятельного правового статуса у такой категории, как «язык коренных малочисленных народов», не позволило включить в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» специальное положение о праве на образование на таком языке.

Эту задачу в правовом пространстве пытается решить региональное законодательство. Например, Законом Республики Саха (Якутия) от 20 февраля 2004 г. 111-З N 243-III «О статусе языков коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)» установлено право коренных малочисленных народов Севера на получение основного общего образования на родном языке. Определено, что реализация данного права обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования. Установлено, что право выбора образовательной организации с тем или иным языком воспитания и обучения детей принадлежит родителям или лицам, их заменяющим, в соответствии с федеральным законодательством.

Законом Иркутской области от 10 июля 2014 г. № 91-ОЗ «Об отдельных вопросах образования в Иркутской области» предусмотрено, что орган исполнительной власти Иркутской области, осуществляющий государственное управление в сфере образования, участвует в проведении экспертизы учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, в целях обеспечения учета региональных и этнокультурных особенностей Иркутской области, реализации прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке. Орган исполнительной власти Иркутской области, осуществляющий государственное управление в сфере образования, участвует в отборе организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов России на родном языке.

 

 

 

 

 

 

 

ВНИМАНИЕ!

Уполномоченным
по правам человека
в Иркутской области 
открыта ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
по вопросам
ЧАСТИЧНОЙ МОБИЛИЗАЦИИ

В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 

8-991-370-61-06

Наиболее часто встречающиеся
вопросы по этой теме в разделе
Уважаемые жители Иркутской области!
Адрес электронной почты
не предназначен 
для приема обращений граждан.
Для направления обращения
необходимо воспользоваться
 
Адрес местонахождения: 
г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 
дом 40, офис 807
 (Деловой центр "Собрание")
Почтовый адрес: 
664011, г. Иркутск, а/я 16.

Email: ombudsman38@mail.ru

Прием граждан сотрудниками аппарата Уполномоченного по правам человека в Иркутской области осуществляется с понедельника по четверг с 14 часов до 17 часов.

Личный прием 
Уполномоченным по правам человека в Иркутской области осуществляется по предварительной записи по телефону 43-14-06