[14/01/21] Как правильно написать жалобу в любое ведомство?

Зачастую в работе государственных органов и органов местного самоуправления усматривается тенденция, когда к ним поступают практически идентичные по содержанию и оформлению обращения.

Такие обращения различаются исключительно реквизитами авторов и датами их составления и включают в себя длинный текст аморфного содержания. Становится понятно, что автор обращения его не составлял, а обратился для этого к юристам, которые, как правило, за немалую денежную сумму просто внесли его персональные данные в уже готовый текст, не придавая значения его адаптации к конкретному человеку и ситуации. Подобные жалобы для рассматривающего их чиновника обезличиваются, обретают облик рутинной работы и обычно не вызывают заинтересованности в результате их рассмотрения.

При этом для обращения в органы государственной власти и местного самоуправления вовсе необязательно наличие юридического образования и знание юридической терминологии, достаточно составить ее в соответствии с требованиями, предъявляемыми законом к письменному обращению.

Так, в соответствии с Конституцией РФ каждый гражданин имеет право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Для жалоб действует специальный Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В соответствии с этим законом правила работы с письменными обращениями одинаковы для всей страны и для любого ведомства. Отказать в приеме обращения чиновники не имеют.

Установленных законом форм письменных обращений не существует. Гражданин может писать так, как ему удобно: на тетрадном листке в клетку, на бумаге формата А4, в специальной форме для подачи обращений на сайте или по электронной почте. С точки зрения закона все эти обращения равнозначны.

При этом в жалобе нужно указать:

  1. Наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в который адресована жалоба, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица. При отправке через специальные формы на сайтах или через портал Госуслуг наименование органа заполняется автоматически.
  2. Фамилию, имя, отчество того, кто жалуется, почтовый адрес или адрес электронной почты, по которому должны будут направить ответ.
  3. Суть обращения, т.е. что именно произошло и какие меры необходимо принять.
  4. Личная подпись, если жалоба оформляется в бумажном виде. Если отправка происходит посредствам электронной почты, жалоба считается подписанной электронной подписью.
  5. Дата составления.
  6. Если есть доказательства нарушения прав, их тоже можно приложить к обращению. Это могут быть фотографии, ответы на ранее поданные обращения, копии имеющихся документов.

Постарайтесь сделать так, чтобы жалоба была читаемой, в этом случае исполнителю будет проще с нею работать. Просто опишите факт нарушения, не углубляясь в дебри юридической терминологии.

Руководствуясь изложенными рекомендациями, при составлении жалобы вы затратите только ручку и бумагу.

ВНИМАНИЕ!

Уполномоченным
по правам человека
в Иркутской области 
открыта ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
по вопросам
ЧАСТИЧНОЙ МОБИЛИЗАЦИИ

В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 

8-991-370-61-06

Наиболее часто встречающиеся
вопросы по этой теме в разделе
Уважаемые жители Иркутской области!
Адрес электронной почты
не предназначен 
для приема обращений граждан.
Для направления обращения
необходимо воспользоваться
 
Адрес местонахождения: 
г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 
дом 40, офис 807
 (Деловой центр "Собрание")
Почтовый адрес: 
664011, г. Иркутск, а/я 16.

Email: ombudsman38@mail.ru

Прием граждан сотрудниками аппарата Уполномоченного по правам человека в Иркутской области осуществляется с понедельника по четверг с 14 часов до 17 часов.

Личный прием 
Уполномоченным по правам человека в Иркутской области осуществляется по предварительной записи по телефону 43-14-06