[04/07/22] Принят закон о внесудебном приостановлении деятельности СМИ
Если Генпрокуратура посчитает распространяемые сведения недостоверными, она сможет приостановить деятельность СМИ на три месяца
Один из экспертов посчитал, что закон написан в лучших традициях современного информационного законодательства: расплывчатые формулировки, неявные требования, широкие внесудебные полномочия органов власти на ограничение доступа к информации. Второй обратил внимание, что закон носит репрессивный характер, он позволяет фактически запрещать деятельность СМИ за публикацию любой информации, которая, с точки зрения Генпрокуратуры, будет противоречить официальной точке зрения. Третья заметила, что поправки, касающиеся запрета деятельности иностранного СМИ в России в ответ на запрет российских СМИ за рубежом, вызывают опасения, поскольку основанием для применения мер являются не сами по себе действия иностранного СМИ, а действия иностранного государства.
30 июня Госдума приняла закон (законопроект № 101646-8), направленный на внесудебное приостановление и прекращение деятельности СМИ в случае распространения недостоверных, по мнению Генпрокуратуры, сведений.
В соответствии с поправками Закон о СМИ дополняется ст. 56.2 «Приостановление деятельности средства массовой информации, признание регистрации средства массовой информации недействительной или прекращение действия лицензии на вещание на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителей». Согласно данной статье генпрокурор или его заместители вправе вынести требование о приостановлении деятельности СМИ в случае выявления распространения под видом достоверных сообщений недостоверной информации, в том числе об использовании Вооруженных сил РФ, а также информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству и органам власти; информации, направленной на дискредитацию использования ВС РФ; и информации, содержащей призывы к организации несанкционированных публичных мероприятий или участия в них.
Отмечается, что требование о приостановлении деятельности может быть вынесено на срок не более трех месяцев и оно сразу же направляется в Роскомнадзор. При повторной публикации таких сведений требование может быть вынесено на срок не более полугода. Согласно закону в период приостановления деятельности СМИ редакция, главный редактор, журналист, издатель и распространитель не вправе осуществлять предусмотренную законом деятельность. При этом деятельность СМИ может быть возобновлена по решению Роскомнадзора до истечения установленного срока, если прекратит распространять указанную информацию.
Кроме того, законом предусмотрено, что регистрация СМИ может быть признана недействительной или действие лицензии на вещание может быть прекращено в случаях, предусмотренных Законом о мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан, или же неоднократного распространения указанной выше информации.
Поправки внесены и в упомянутый закон, который дополняется ст. 3.4, согласно которой в случае запрета (ограничения) на территории иностранного государства деятельности российского СМИ в качестве ответной меры может быть запрещена (ограничена) деятельность иностранного СМИ в России. Корреспондирующие поправки внесены в ст. 15.3 Закона об информации «Порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона».
Закон вступит в силу со дня официального опубликования.
Советник Lidings Евгений Гейнрих заметил, что изначально законопроект предусматривал более жесткие санкции, а именно признание регистрации СМИ недействительной или прекращение действия лицензии при однократном распространении недостоверной информации. С этой точки зрения в рамках законотворческого процесса документ претерпел некоторое смягчение, полагает он. Однако в целом закон носит репрессивный характер, он позволяет фактически запрещать деятельность СМИ за публикацию любой информации в отношении внешне или внутриполитических событий, которая, с точки зрения Генпрокуратуры, будет противоречить официальной точке зрения. Обратил внимание Евгений Гейнрих и на то, что приостановка деятельности даже на три месяца может привести к неплатежеспособности СМИ.
Ведущий юрист юридической фирмы INTELLECT Михаил Хохолков посчитал, что закон написан в лучших традициях современного информационного законодательства: расплывчатые формулировки, неявные требования, широкие внесудебные полномочия органов власти на ограничение доступа к информации.
Юрист заметил, что для иностранных СМИ запрет деятельности на территории РФ может последовать только «зеркально», т.е. после ограничения на территории иностранного государства деятельности российского средства массовой информации. А вот для российских СМИ – никаких предварительных предупреждений. «Если, по мнению Генеральной прокуратуры, журналисты нарушат требования новых статей Закона о СМИ, то приостановление деятельности происходит незамедлительно в режиме онлайн. Поскольку речь в новых нормах идет о распространении недостоверной информации, получается, что мнение прокуратуры будет истиной в последней инстанции. Журналисты не смогут даже подтвердить достоверность опубликованных сведений, потому что их об этом попросту не спросят. Иными словами, для СМИ “ничего нельзя” стало еще больше», – резюмировал он.
Медиаюрист, руководитель проекта «Право в сети» Маргарита Ледовских назвала принятие подобных поправок вполне ожидаемым. «Конечно, подобные действия вызывают опасения, поскольку основанием применения подобных мер являются не сами по себе действия иностранного СМИ, а действия государства, которое ввело ограничения на работу российского СМИ, в котором это иностранное СМИ зарегистрировано. Также вызывает опасения упрощенный порядок применения таких санкций», – отметила юрист.
Источник: https://www.advgazeta.ru/novosti/prinyat-zakon-o-vnesudebnom-priostanovlenii-deyatelnosti-smi/