Баграт Янабаев* в сентябре 2020 года ехал по Владимирскому проспекту в Петербурге на электросамокате между второй и первой полосой движения от правого края дороги и столкнулся с машиной Opel. За это он получил штраф в размере 800 руб. по ч. 2 ст. 12.29 КоАП («Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения»). Инспектор ГИБДД напомнил, что пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам, а если их нет — по обочинам (п. 4.1 ПДД). Если нет и обочин или по ним невозможно идти, следует двигаться по внешнему краю проезжей части.
Взглянув на панораму дороги, можно предположить, что самокатчик столкнулся с машиной, которая выезжала с парковки. Тротуар здесь есть, хоть и узкий.
Янабаев оспаривал штраф, заявляя, что его электросамокат — транспортное средство, если учесть технические характеристики. Но суды подтвердили, что наказание назначено правильно. Как указал Третий кассационный суд общей юрисдикции, в Правилах дорожного движения нет такого средства передвижения, как электросамокат. «А термин «самокат» используется только в п. 1.2 при определении понятия «пешеход», — указали судьи Третьего КСОЮ в решении № 16-6407/2021.
Верховный суд в июле 2022 года подтвердил правильность этого подхода. Он указал, что понятие «транспортное средство» нельзя толковать расширительно (п. 2 Постановления Пленума Верховного суда от 25.06.2019 № 20). Поэтому лиц, управляющих иными средствами передвижения (велосипедами, гужевыми повозками), наказывают по ч. 2 и 3 ст. 12.29 КоАП, как и Янбаева (постановление № 78-АД22-22-КЗ).
Мопеды или пешеходы
Из-за отсутствия понятия «средство индивидуальной мобильности» и законодательного пробела бывает сложно разграничить виновность участников ДТП, привлечь к административной и уголовной ответственности, говорит юрист Европейская юридическая служба Дмитрий Безделин. «Совсем неясно, чем должно руководствоваться лицо, которое управляет электросамокатом, моноколесом и так далее, — комментирует Безделин. — Покупатели этих устройств не могут точно определить, как им управлять, и нужно ли на это получать специальное право, а если самокат мощный — нужно ли его регистрировать в ГИБДД».
Действительно, по мощности некоторые электросамокаты могут сравниться с мопедами, технические характеристики которых указаны в ст. 1.2 ПДД. Это «двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее <...> электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт». К примеру, мощность модели Ninebot KickScooter Max G30 — 0,3 кВт, максимальная скорость — 25 км. То есть по всем параметрам, включая количество колес, этот самокат подходит под формальное определение мопеда.
Формально некоторые электросамокаты подходят под определение «мопед» в ПДД.
Противоречия приводят к тому, что в судебной практике встречаются разные подходы, характеризовать ли электросамокаты как то или иное транспортное средство, комментирует Безделин. «Считаю, что необходимо на законодательном уровне внести изменения в ПДД, которые определяли ли бы понятие «средство индивидуальной мобильности» и внесли ясность для их владельцев», — подытоживает юрист.
Электросамокатов на улицах и тротуарах становится все больше, как и столкновений с ними. Поэтому судебные дела с их участием получают широкий общественный резонанс. К примеру, в марте 2022 года СМИ сообщили, что Верховный суд признал самокаты транспортным средством. Но он лишь отказалв иске водителю, желавшему оспорить конкретные пункты правил дорожного движения. Речь о тех же правилах, которые разбирались и в деле Янбаева, — что считать транспортным средством и кого считать пешеходом.
https://pravo.ru/auto/news/242189/