[21/02/23] Принят закон о прекращении действия международных договоров Совета Европы в отношении РФ

 

В пояснительной записке отмечается, что Европейская конвенция и другие международные договоры прекратили свое действие для России с 16 марта 2022 г., после принятия резолюции Комитета министров СЕ о прекращении членства России

 

Фотобанк Freepik/@gpointstudio

Ранее эксперты «АГ» рассуждали о том, как отказ от международных стандартов защиты прав человека может повлиять на правовые стандарты защиты прав человека в России. В ФПА отмечали, что значимые положения Европейской конвенции, иных договоров Совета Европы последовательно имплементированы в российское законодательство, многие прецедентные решения ЕСПЧ повлекли изменение законодательного регулирования, а качество российского законодательства на настоящий период таково, что обеспечивает возможность защиты прав и свобод человека.

16 февраля Госдума приняла в третьем чтении закон (законопроект № 279220-8), которым будет прекращено действие в отношении Российской Федерации международных договоров Совета Европы. В их число вошли:

  • Устав Совета Европы от 5 мая 1949 г.;
  • Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы от 2 сентября 1949 г. (протоколы к нему: от 6 ноября 1952 г.; Второй от 15 декабря 1956 г.; Четвертый от 16 декабря 1961 г.; Пятый от 18 июня 1990 г.; Шестой от 5 марта 1996 г.);
  • Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (протоколы к ней: № 1 от 20 марта 1952 г.; № 2 от 6 мая 1963 г.; № 3 от 6 мая 1963 г.; № 4 от 16 сентября 1963 г.; № 5 от 20 января 1966 г.; № 7 от 22 ноября 1984 г.; № 8 от 19 марта 1985 г.; № 11 от 11 мая 1994 г.; № 14 от 13 мая 2004 г.; № 15 от 24 июня 2013 г.);
  • Европейская конвенция о пресечении терроризма от 27 января 1977 г.;
  • Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г.;
  • Европейская социальная хартия (пересмотренная) от 3 мая 1996 г.

Как отмечается в пояснительной записке, 25 февраля 2022 г. Комитет министров Совета Европы принял резолюцию о приостановлении представительства Российской Федерации в уставных органах Совета Европы. В этих условиях Россия 15 марта 2022 г. официально уведомила Генерального секретаря Совета Европы о намерении выйти из Совета Европы на основании ст. 7 Устава Совета Европы (регулирует порядок добровольного выхода), а также денонсировать Конвенцию о защите прав человека и основных свобод.

 

«16 марта 2022 г. Комитет министров Совета Европы, грубо нарушив Устав Совета Европы, принял резолюцию о прекращении членства России в Совете Европы с этой же даты. Российская Федерация исходит из того, что названная Конвенция и другие упомянутые международные договоры Совета Европы прекратили свое действие для России с 16 марта 2022 г.», – указано в пояснительной записке.

Подчеркивается, что сумма российского взноса в бюджеты Совета Европы и его частичных соглашений за 2022 г. должна была составить около 33,7 млн евро. В связи с прекращением членства России в Совете Европы было решено выплатить взносы только за период пребывания в этой организации – с 1 января по 15 марта 2022 г. Общая сумма составила около 5,7 млн евро.

Принятие закона также потребует внесения изменений в законодательство о чрезвычайном и военном положении. Стоит отметить, что с момента внесения в Думу 17 января текст проекта закона не претерпел никаких изменений в ходе его рассмотрения.

Комментируя законодательную инициативу, директор Центра практических консультаций, юрист Сергей Охотин ранее отмечал, что в целом она вполне ожидаема, так как после того, как были приняты законы, позволяющие не исполнять решения Европейской конвенции в России, система договоров с Советом Европы не могла долго находиться в «подвешенном состоянии».

Как полагает эксперт, следующим шагом должно быть принятие новой Конституции РФ, поскольку указанный закон, по его мнению, прямо противоречит ее базовым положениям, а именно ч. 3 ст. 46 и ч. 4 ст. 15. Вопрос не в том, что далее Россия не собирается продолжать договорные отношения с Советом Европы, а в том, что у государства есть обязательства перед гражданами, считает Сергей Охотин. «Изначально гражданам был предоставлен такой механизм правовой защиты, как Европейская конвенция, и даны государственные гарантии именно от лица Российской Федерации. И люди потратили немалые усилия, время, денежные средства, пойдя по пути защиты своих прав, гарантированному Конституцией РФ. Меняя свои отношения с Советом Европы, власти должны были предложить некие альтернативы», – отмечал он.

Адвокат Второй Нижегородской коллегии адвокатов Алексей Матасов обращал внимание, что закон закрепляет давно ожидаемые изменения. «Российские власти считают, что для России международные договоры Совета Европы не действуют с момента выхода из него. Теперь РФ последовательно расставляет все точки над “i” – оформляет выход в письменном виде. И заодно отказывается финансировать работу аппарата Европейского Суда по правам человека, в котором остались нерассмотренными тысячи жалоб против России», – комментировал эксперт.

Алексей Матасов посчитал отказ от международных стандартов защиты прав человека негативным явлением. «Принцип “исцели себя сам” слабо работает. Государство самостоятельно не желает защищать граждан от собственных нарушений», – выразил мнение эксперт. По его словам, ЕСПЧ помогал поддерживать эту защиту на более высоком уровне, чем национальное правосудие. Например, именно с решениями ЕСПЧ связано появление в российском праве институтов компенсации за нарушение разумных сроков судопроизводства и компенсации за нарушение условий содержания заключенных. Эксперт также отмечал, что прекращение действия договоров Совета Европы не повлечет мгновенную деградацию права, а Россия остается участником иных договоров, прежде всего под эгидой ООН. Вместе с тем он предположил, что «все международное право постепенно девальвируется для нашего правоприменителя».

Адвокат Центра международной защиты прав человека Сергей Князькин пояснял, что прекращение членства России в Совете Европы не влечет обязанности денонсировать (расторгнуть) европейские конвенции и хартии, которые Россия подписала ранее. Он указал, что в пояснительной записке к закону такой шаг обосновывается тем, что Россия хочет избежать дальнейшей уплаты взносов в бюджеты Совета Европы. Однако Сергей Князькин посчитал, что прекращение членства в Совете Европы – сам по себе достаточный шаг, чтобы прекратить платить взносы, и поэтому денонсация европейских конвенций или оставление России в рамках европейского правового поля совершенно не влияет на возможность исполнения обязательства по уплате указанных взносов. «Полагаю, что такой шаг власти делают только для демонстрации противопоставления России странам Европы. Такая денонсация европейских конвенций разрушает правовое поле России, разрушает российские правовые стандарты, которые много лет были неразрывно связаны с нормами европейского права, были взаимосвязаны с нормами международного права через положения законов России в уголовном, гражданском и административном законодательстве», – предположил эксперт.

Как поясняла адвокат АП г. Москвы Лидия Шевцова, разработка такого закона была лишь делом времени. Она обратила внимание, что Протокол № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни не фигурирует в рассматриваемом законе. Однако в соответствии со ст. 7, 8 ЕКПЧ указанный Протокол действует только при ратифицированной Конвенции. «Может ли это правовое обстоятельство отменить запрет на смертную казнь? Сказать сложно, так как для этого потребуется внести изменения в Конституцию РФ», – добавила эксперт.

Адвокат Московского филиала Ростовской областной коллегии адвокатов «Советник» Павел Зубицкий отмечал, что с точки зрения законодательной техники прекращение действия в отношении РФ указанных международных договоров является логичным и последовательным шагом. «До обсуждаемой инициативы президента складывалась противоречивая ситуация, в которой фактический выход России из Совета Европы приводил к непризнанию конкретных решений ЕСПЧ. Одновременно в национальном законодательстве продолжали действовать нормы об обязательном применении таких международных договоров, а практика ЕСПЧ признавалась частью национального права. Очевидно, подобная ситуация не могла длиться долго, а противоречия должны были устранить, что мы и наблюдаем в данный момент», – пояснял он.

Павел Зубицкий посчитал возможным и важным ссылаться на выработанные фундаментальные стандарты Конвенции в национальных судах даже после денонсации обсуждаемых договоров. «Необходимо прививать правовую культуру всем участникам процесса и формировать современную национальную судебную практику. Кроме нас никто этого делать не станет», – резюмировал он.

Вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Олег Баулин указывал, что сами положения рассматриваемого закона вряд ли способны вызвать удивление. Наоборот, странным, по его мнению, выглядело бы сохранение либо возможность сохранения в отношении России правил, организационных и юрисдикционных процедур, предусмотренных международными договорами и актами Совета Европы, с учетом современной ситуации в Европе и отношения к России. «Вопрос, многое ли мы утрачиваем после прекращения членства в СЕ и выхода из-под юрисдикции ЕСПЧ, обсуждался и еще долго будет обсуждаться юристами. Уверенно можно сказать: значимые положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод, иных договоров Совета Европы последовательно имплементированы в российское законодательство, многие прецедентные решения ЕСПЧ не только нашли отражение в разъяснениях Верховного Суда РФ и судебной практике, но и повлекли изменение законодательного регулирования. Качество российского законодательства на настоящий период таково, что обеспечивает возможность защиты прав и свобод человека», – поделился Олег Баулин.

 

Источник: https://www.advgazeta.ru/novosti/prinyat-zakon-o-prekrashchenii-deystviya-mezhdunarodnykh-dogovorov-soveta-evropy-v-otnoshenii-rf/

ПнВтСрЧтПт СбВс 25 26 27 28 29 30 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 1 2 3 4 5