Реадмиссия: отличия от депортации [16.10.2018]

Нынешняя политическая и экономическая ситуация в мировом сообществе неминуемо влечет за собой определенного рода перемещения (миграцию) населения из одних государств в другие. Причиной этому могут послужить социальные проблемы, вызванные боевыми действиями, стихийными катаклизмами или экономической составляющей, когда жители определенного региона в поисках лучшей жизни или элементарных средств существования выезжают в другое государство. Выезд из страны может быть как легальным (с использованием полученной туристической или рабочей, трудовой визы), так и нелегальным. При этом нелегальное перемещение становится все более частым явлением, со своими положительными и отрицательными моментами. К достоинствам подобной миграции можно отнести возможность для населения уйти от войны, разрушений, смерти и найти для себя убежище, средства для существования. Негативные её стороны связаны с нежелательными экономическими последствиями для принимающего государства: в результате использования работодателями нелегального, а потому более дешёвого и необлагаемого налогами трудового ресурса, снижается уровень оплаты труда, увеличивается безработица среди местного, коренного населения.

Поэтому борьба с нелегальной миграцией объединяет усилия всех государств, что, в конечном итоге, защищает как интересы государств-партнеров, так и самих граждан. Реадмиссия – особая процедура возврата граждан-иностранцев, когда благодаря договоренностям между государствами процесс выдачи переселенцев проходит в более сжатые сроки с наименьшими финансовыми и моральными ущербами. Это довольно эффективный метод борьбы с нелегалами, который продолжает развиваться. Реадмиссия подразумевает согласие государства на прием граждан, принудительно возвращаемых назад, которые ранее въехали в другую страну именно с его территории. Существуют особенности, которые кардинально отличают реадмиссию от депортации.

Во-первых, граждане высылаются в иное государство не по признаку гражданства, а по признаку маршрута передвижения. То есть, например, гражданин Украины, въехавший на территорию России с территории Беларуси, может быть передан по программе реадмиссии не в Украину, а в Беларусь. При депортации же граждане высылаются по признаку гражданства, когда диалог ведется с государством, гражданином которого является резидент.

Во-вторых, высылка людей может происходить только лишь в те государства, с которыми заключены предварительные договоренности на реализацию данной программы. При депортации высылка может быть осуществлена в любое государство, затребовавшее выполнение данной процедуры.

Механизм реадмиссии – довольно сложный правовой процесс, в осуществление которого вовлекаются юристы и адвокаты, представляющие как интересы государств-агентов, так и непосредственно мигрантов. На первом этапе, при подаче и обработке заявки от Управления по вопросам миграции государства, все лица, подлежащие высылке, разделяются на две категории: иностранцы и граждане страны. Передача резидента осуществляется при удовлетворении поставленных для выполнения операции требований. Но решение вопроса применения реадмиссии к гражданину зависит не только от предпочтений миграционных служб государства. Существует также целый ряд причин, касающихся непосредственно населения, по которым, с юридической точки зрения, высылка может быть отсрочена или отменена. Среди таких:

• высылка нетранспортабельных, тяжелобольных людей;

• высылка иностранных граждан, которые находятся здесь по причине ухода за больными людьми – гражданами страны пребывания;

• высылка подследственных или уже осужденных граждан.

Реадмиссия приостанавливается в места, пострадавшие в результате наводнения или других стихийных бедствий; при получении статуса беженца или при предоставлении временного убежища, а также в других случаях.

Процесс реадмиссии имеет некоторые свои ограничения. Особенно это касается депортации несовершеннолетних граждан. Так, не допускается помещение и удерживание несовершеннолетних лиц в специализированных учреждениях без сопровождения. Это же условие распространяется на семьи с несовершеннолетними детьми и на жертв торговли людьми.
Лица, содержание которых в специализированных центрах запрещено, контролируются органами миграции. В процессе оформления реадмиссии четко оговаривается место передачи иностранца. Стоит отметить, что дети без сопровождения могут быть высланы лишь при условии гарантии надлежащего с ним обращения принимающей стороны. Несовершеннолетние лица передаются лично в руки опекуна или родителя по месту прежнего пребывания или проживания.

ВНИМАНИЕ!

Уполномоченным
по правам человека
в Иркутской области 
открыта ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
по вопросам
ЧАСТИЧНОЙ МОБИЛИЗАЦИИ

В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 

8-991-370-61-06

Наиболее часто встречающиеся
вопросы по этой теме в разделе
Уважаемые жители Иркутской области!
Адрес электронной почты
не предназначен 
для приема обращений граждан.
Для направления обращения
необходимо воспользоваться
 
Адрес местонахождения: 
г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 
дом 40, офис 807
 (Деловой центр "Собрание")
Почтовый адрес: 
664011, г. Иркутск, а/я 16.

Email: ombudsman38@mail.ru

Прием граждан сотрудниками аппарата Уполномоченного по правам человека в Иркутской области осуществляется с понедельника по четверг с 14 часов до 17 часов.

Личный прием 
Уполномоченным по правам человека в Иркутской области осуществляется по предварительной записи по телефону 43-14-06