[2019.04.04] Конституционный Суд России о подъемном пособии военнослужащим, продолжающим службу в качестве преподавателей учебных военных центрах
Постановлением Конституционного Суда РФ от 22.03.2019 № 15-П пункт 1 части 2 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» признан не соответствующим Конституции России в той мере, в какой он служит основанием для отказа в предоставлении подъемного пособия при переезде на новое место (к месту) службы в другой населенный пункт тем военнослужащим, которые в установленном порядке без приостановления им военной службы назначены на должности преподавателей, не являющиеся воинскими, в учебные военные центры при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования.
Основанием для рассмотрения вопроса о соответствии Конституции России указанной нормы явилась жалоба гражданина Г.
Гражданин Г. был направлен без приостановления военной службы для назначения на не являющуюся воинской должность начальника цикла – старшего преподавателя учебного военного центра при федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования и, в связи с этим, переехал из Санкт-Петербурга в Ростов-на-Дону. Однако в выплате подъемного пособия ему было отказано.
Не согласившись с отказом, гражданин Г. обратился в суд, однако суды общей юрисдикции, рассматривая дело, пришли к выводу, что выплата подъемного пособия производится военнослужащему при назначении его на воинскую должность, а гражданин Г. был принят на должность, которая воинской не является.
Конституционный Суд России, рассмотрев жалобу гражданина Г., по итогам проведенного анализа, отметил следующее.
Предоставление подъемного пособия, предназначенного по своей правовой природе для того, чтобы способствовать военнослужащему и членам его семьи в адаптации к новым условиям несения службы и проживания, не может быть обусловлено замещением исключительно воинской должности.
Между тем, исходя из буквального смысла пункта 1 части 2 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» выплата подъемного пособия при переезде военнослужащих и членов их семей на новое место (к месту) военной службы в другой населенный пункт связывается только с назначением военнослужащих на воинскую должность, в результате чего военнослужащие, направленные в учебные военные центры при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования и назначенные на должности преподавателей, не являющиеся воинскими, без приостановления им военной службы, оказались – в части, касающейся уровня гарантий их материального обеспечения, – в худшем положении по сравнению не только с военнослужащими, направленными в иной населенный пункт для дальнейшего прохождения военной службы на воинской должности, но и с имеющими право на выплату подъемного пособия лицами, работающими по трудовому договору и другими категориями граждан.
Из конституционных принципов справедливости, равенства и соразмерности вытекает обращенный к законодателю запрет вводить различия в правовом положении лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции России, в том числе ее статей 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), допускающих такие различия, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
В связи с тем, что все военнослужащие, переезжающие в другой населенный пункт в целях дальнейшего прохождения военной службы, сохраняют статус военнослужащего и относятся к одной категории, нет оснований для установления различий в их правовом положении применительно к выплате подъемного пособия в зависимости от того, на какой должности – воинской или не являющейся воинской – им предстоит исполнять свои обязанности. Соответственно, установленное оспариваемой нормой правовое регулирование вступает в противоречие со статьями 19 (части 1 и 2), 55 (часть 3) и 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
---------------------------
Постановление Конституционного Суда РФ от 22.03.2019 № 15-П