Нарушены права? Можно обжаловать решение, действие, бездействие должностного лица. 20/08/19

Законодательство предусматривает возможность обжаловать решение, действия, бездействие государственных органов или должностного лица. Пути обжалования различны, это судебный и внесудебный порядок обжалования.

В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Можно обжаловать:

• решение (акты, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций);

• действие (властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению);

• бездействие (неисполнение обязанности, возложенной на уполномоченное лицо нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц, например, должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Обжаловать действия, бездействие, решение, приведшие к нарушению, можно в судебном и внесудебном порядке. Внесудебный порядок можно рассматривать как досудебный.

Следует помнить, что порядок обжалования размещается непосредственно в тексте вынесенного акта.

Законодатель закрепил право на судебное оспаривание решений, действий (или бездействия), например, гл. 16 Уголовно-процессуального кодекса РФ, гл. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ. В уголовном судопроизводстве для обжалования достаточно, чтобы производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивали интересы участника уголовного судопроизводства.

В административном судопроизводстве (ст. 218 КАС РФ) правом для обжалования наделены не только граждане, но и организации и иные лица. Для оспаривания достаточно, чтобы заявители полагали, что:

а) нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы;

б) созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов;

в) или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При этом оспорены могут быть решение, действия (или бездействие) как должностного лица, так и коллегиального органа, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями.

Следует помнить, что законодательством суду предоставлена не роль опекуна, а роль арбитра.

Суд не может подменять стороны и по своей инициативе что-либо доказывать. Его задача состоит в том, чтобы беспристрастно рассмотреть и оценить предоставленные сторонами доказательства и на их основании вынести вердикт.

При судебном обжаловании нужно помнить про принцип состязательности сторон. ч. 3 ст. 123 Конституции гласит: «Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон». Принцип состязательности и принцип равноправия сторон — основные принципы осуществления судопроизводства.
Эти принципы закреплены процессуальными законами — ГПК РФ ст. 12, КАС РФ ст. 14, УПК ст. 243, АПК РФ ст. 8, 9.

Сравнение внесудебного и судебного порядков обжалования:
1. внесудебный порядок обжалования хорош тем, что у заявителя есть время сосредоточиться и составить жалобу, отправить ее на рассмотрение в удобное для себя время, а после получения ответа проанализировать, не допустил ли сам каких ошибок в предъявлении требований.

2. в судебном заседании такого количества времени на размышления не будет. Процесс проходит в быстром темпе, и человек, не знакомый с основами судопроизводства, может просто не успевать понимать, что от него требуется в данный момент времени.

Начинать любое обжалование всегда надо с претензии лицу, в решении, действии, бездействии которого усматриваете нарушение своих прав, свобод, законных интересов. Хотя бы для того, чтобы поставить его в известность о своем отношении к сложившейся ситуации.

Ошибку допускают те, кто пишет жалобу, ссылаясь на нарушение должностным лицом закона, но при этом ничего не говорит, в чем проявляется нарушение прав гражданина.

Под должностным лицом понимают лицо, которое постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляет функции представителя власти, то есть наделен в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, являются, соответственно, например, орган государственной власти, орган местного самоуправления, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, территориальные избирательные комиссии, Счетная палата Российской Федерации, квалификационная коллегия судей, экзаменационная комиссия, адвокатские палаты, нотариальные палаты и др.

Основная сложность при обжаловании заключается в том, чтобы правильно установить, какие именно нарушения закона допустило должностное лицо, которые в свою очередь привели к нарушению прав гражданина.

Для успешного обжалования сначала нужно убедиться, что в полномочия должностного лица входит обязанность совершить то действие, в котором нуждается жалобщик. Полномочия должностных лиц, как правило, установлены федеральным законом. Например, обязательность рассмотрения обращения, поступившего в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, установлена ст. 9 федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Подать жалобу в системе досудебного обжалования можно на сайте Госуслуг. Там же предлагается подать жалобу, если в процессе оказания услуги каким-либо ведомством (42 един.) были нарушения регламента в части:
• нарушения сроков предоставления услуги;

• нарушения сроков регистрации запроса на услугу;

• отказа в исправлении допущенных ошибок или опечаток;

• отказа в предоставлении государственной услуги;

• отказа в приеме документов;

• требования дополнительной платы;

• требования дополнительных документов.

И в заключении можно привести примерный перечень оснований для обжалования, например:

– отказ приобщить доказательства к материалам дела;

– объяснения правонарушителя искажены при оформлении протокола;

– немотивированное отложение проверочных мероприятий;

– уклонение от принятия решения;

– недостаточно неполное исследование обстоятельств спора при наличии обязанности это сделать;

– необоснованное назначение судебных экспертиз;

– нерассмотрение дела в разумные сроки;

– уклонение от согласования позиций.

И т.д.

ВНИМАНИЕ!

Уполномоченным
по правам человека
в Иркутской области 
открыта ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
по вопросам
ЧАСТИЧНОЙ МОБИЛИЗАЦИИ

В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 

8-991-370-61-06

Наиболее часто встречающиеся
вопросы по этой теме в разделе
Уважаемые жители Иркутской области!
Адрес электронной почты
не предназначен 
для приема обращений граждан.
Для направления обращения
необходимо воспользоваться
 
Адрес местонахождения: 
г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 
дом 40, офис 807
 (Деловой центр "Собрание")
Почтовый адрес: 
664011, г. Иркутск, а/я 16.

Email: ombudsman38@mail.ru

Прием граждан сотрудниками аппарата Уполномоченного по правам человека в Иркутской области осуществляется с понедельника по четверг с 14 часов до 17 часов.

Личный прием 
Уполномоченным по правам человека в Иркутской области осуществляется по предварительной записи по телефону 43-14-06