[22.11.2019] Что делать, если врач отказывается направлять пациента для получения высокотехнологичной медицинской помощи?

В случае отказа в выдаче направления на оказание высокотехнологичной медицинской помощи можно обратиться с заявлением или жалобой к уполномоченному лицу медицинской организации, в Росздравнадзор или региональный минздрав, в страховую медицинскую организацию или территориальный фонд ОМС, а также в суд.

Основные принципы оказания высокотехнологичной медицинской помощи (далее – ВМП) в соответствии с новым порядком следующие:

1. ВМП оказывается бесплатно.

2. Виды ВМП представлены в одном из двух вариантов – входящие в базовую программу ОМС и не входящие. При этом все виды ВМП включены в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Единственным показанием к ВМП является наличие у пациента заболевания (состояния), входящего в Перечень видов ВМП (ст. 34 Закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ; п. п. 5, 12 Порядка, утв. Приказом Минздрава России от 29 декабря 2014 года № 930н).

3. В зависимости от того, включен ли тот или иной вид ВМП в базовую программу ОМС, алгоритм прохождения пациентом инстанций может состоять из двух либо из трех этапо:

- если вид ВМП включен в базовую программу ОМС:

этап направляющей медицинской организации;

этап принимающей медицинской организации;

- если вид ВМП не включен в базовую программу ОМС:

этап направляющей медицинской организации;

этап медицинской комиссии;

этап принимающей организации.

4. Направляющая медицинская организация выдает направление на госпитализацию для оказания ВМП. Факт выдачи направления означает наличие показаний к оказанию ВМП. В случае отказа в выдаче направления медицинская организация не обязана составлять письменный мотивированный отказ (п. 13 Порядка).

В случае отказа в выдаче направления возможно обратиться с заявлением или жалобой в соответствующий орган, организацию или в суд.

1. Обращение с заявлением или жалобой к иному уполномоченному лицу направляющей медицинской организации

Такими лицами могут быть, например, руководитель, главный врач или их заместители. В заявлении (жалобе) следует кратко изложить обстоятельства, связанные с ненаправлением для оказания ВМП, и попросить дать мотивированный ответ, почему допускается бездействие или почему было отказано в выдаче направления. Срок для ответа составляет 30 дней.

2. Обращение с заявлением или жалобой в Росздравнадзор или региональное министерство здравоохранения.

Эти органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства в сфере охраны здоровья и являются лицензирующими органами по отношению к медицинским организациям.

3. Обращение в страховую медицинскую организацию или территориальный фонд ОМС

Вы можете обратиться в страховую медицинскую организацию или территориальный фонд ОМС с требованием провести медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу или экспертизу качества медицинской помощи с целью контроля объемов, сроков, условий и качества оказанной медицинской помощи на этапе направляющей медицинской организации. Этот вариант может быть использован лишь в случае применения видов ВМП, входящих в базовую программу ОМС (ст. 40 Закона № 326-ФЗ). Страховая компания или территориальный фонд ОМС вправе проверить полноту и качество проведенных диагностики и лечения и вынести суждение об обоснованности отказа в направлении на ВМП.

4. Обращение в суд с заявлением о признании незаконным бездействия медицинских работников или отказа в направлении для оказания ВМП

В суд рекомендуем обращаться после получения ответа на обращение, направленное в соответствии с вариантами действий, изложенными в п. п. 1 – 3.

 

ВНИМАНИЕ!

Уполномоченным
по правам человека
в Иркутской области 
открыта ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
по вопросам
ЧАСТИЧНОЙ МОБИЛИЗАЦИИ

В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 

8-991-370-61-06

Наиболее часто встречающиеся
вопросы по этой теме в разделе
Уважаемые жители Иркутской области!
Адрес электронной почты
не предназначен 
для приема обращений граждан.
Для направления обращения
необходимо воспользоваться
 
Адрес местонахождения: 
г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 
дом 40, офис 807
 (Деловой центр "Собрание")
Почтовый адрес: 
664011, г. Иркутск, а/я 16.

Email: ombudsman38@mail.ru

Прием граждан сотрудниками аппарата Уполномоченного по правам человека в Иркутской области осуществляется с понедельника по четверг с 14 часов до 17 часов.

Личный прием 
Уполномоченным по правам человека в Иркутской области осуществляется по предварительной записи по телефону 43-14-06