[22.11.2019] Что делать, если врач отказывается направлять пациента для получения высокотехнологичной медицинской помощи?
В случае отказа в выдаче направления на оказание высокотехнологичной медицинской помощи можно обратиться с заявлением или жалобой к уполномоченному лицу медицинской организации, в Росздравнадзор или региональный минздрав, в страховую медицинскую организацию или территориальный фонд ОМС, а также в суд.
Основные принципы оказания высокотехнологичной медицинской помощи (далее – ВМП) в соответствии с новым порядком следующие:
1. ВМП оказывается бесплатно.
2. Виды ВМП представлены в одном из двух вариантов – входящие в базовую программу ОМС и не входящие. При этом все виды ВМП включены в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Единственным показанием к ВМП является наличие у пациента заболевания (состояния), входящего в Перечень видов ВМП (ст. 34 Закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ; п. п. 5, 12 Порядка, утв. Приказом Минздрава России от 29 декабря 2014 года № 930н).
3. В зависимости от того, включен ли тот или иной вид ВМП в базовую программу ОМС, алгоритм прохождения пациентом инстанций может состоять из двух либо из трех этапо:
- если вид ВМП включен в базовую программу ОМС:
этап направляющей медицинской организации;
этап принимающей медицинской организации;
- если вид ВМП не включен в базовую программу ОМС:
этап направляющей медицинской организации;
этап медицинской комиссии;
этап принимающей организации.
4. Направляющая медицинская организация выдает направление на госпитализацию для оказания ВМП. Факт выдачи направления означает наличие показаний к оказанию ВМП. В случае отказа в выдаче направления медицинская организация не обязана составлять письменный мотивированный отказ (п. 13 Порядка).
В случае отказа в выдаче направления возможно обратиться с заявлением или жалобой в соответствующий орган, организацию или в суд.
1. Обращение с заявлением или жалобой к иному уполномоченному лицу направляющей медицинской организации
Такими лицами могут быть, например, руководитель, главный врач или их заместители. В заявлении (жалобе) следует кратко изложить обстоятельства, связанные с ненаправлением для оказания ВМП, и попросить дать мотивированный ответ, почему допускается бездействие или почему было отказано в выдаче направления. Срок для ответа составляет 30 дней.
2. Обращение с заявлением или жалобой в Росздравнадзор или региональное министерство здравоохранения.
Эти органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства в сфере охраны здоровья и являются лицензирующими органами по отношению к медицинским организациям.
3. Обращение в страховую медицинскую организацию или территориальный фонд ОМС
Вы можете обратиться в страховую медицинскую организацию или территориальный фонд ОМС с требованием провести медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу или экспертизу качества медицинской помощи с целью контроля объемов, сроков, условий и качества оказанной медицинской помощи на этапе направляющей медицинской организации. Этот вариант может быть использован лишь в случае применения видов ВМП, входящих в базовую программу ОМС (ст. 40 Закона № 326-ФЗ). Страховая компания или территориальный фонд ОМС вправе проверить полноту и качество проведенных диагностики и лечения и вынести суждение об обоснованности отказа в направлении на ВМП.
4. Обращение в суд с заявлением о признании незаконным бездействия медицинских работников или отказа в направлении для оказания ВМП
В суд рекомендуем обращаться после получения ответа на обращение, направленное в соответствии с вариантами действий, изложенными в п. п. 1 – 3.